Большая биографическая энциклопедия - варлаам ясинский
Варлаам ясинский
— воспитанник Киевской академии, потом учился в Краковской католической академии; в 1669—73 гг. был ректором Киевской академии, позже — настоятелем Киево-Печерского монастыря. Тогда решался сложный и запутанный вопрос о подчинении западно-русской иерархии московскому патриархату. Простой народ, нечиновные казаки и города тянули к Москве, а казацкая старшина и шляхетство считали для себя более выгодною связь с шляхетскою Польшею. Такое же разделение было и в духовенстве: белое духовенство стремилось к иерархическому единению и подчинению московскому патриарху, а высшее духовенство боялось зависимости от московского патриарха и желало остаться в фиктивном и поэтому нисколько не стеснительном подчинении патриарху константинопольскому. Целый ряд иерархов противодействовал соединению с Москвою. В числе их был и В. Ясинский. Когда, после мира Москвы с Польшею, в 1686 г. приступлено было к упорядочению запутанных церковных отношении Малороссии к Москве и решено посвятить в Москве митрополита для Киева, В., которому предлагали кандидатуру на киевскую кафедру, отказался ехать в Москву и посвящаться от патриарха московского. Тогда избрали и посвятили в митрополиты епископа луцкого, Гедеона Четвертинского. В. Ясинский не хотел признать законным избрание Гедеона; но после того, как константинопольский патриарх, в согласии с другими восточными патриархами, в 1687 г. утвердил зависимость киевской митрополии от московского патриарха, протест В. утратил смысл и основание. Преемником Гедеона Четвертинского был назначен В. и посвящен в 1690 г. московским патриархом в митрополиты Киева, Галича и всея Малые России. В. был человек ученый и покровитель ученых: по его рекомендации Петром Великим были вызваны в Москву и получили высокий иерархический пост св. Димитрий Туптало и Филофей Лещинский, просветитель Сибири; по его настоянию и при его покровительстве св. Димитрий принялся за составление знаменитых своих "Четьи Миней"; известное "Православное исповедание веры" явилось в переводе на славянский язык только благодаря его содействию. Имеют исторический интерес и его собственные писания, исчисленные у арх. Филарета в "Обзоре русск. духовн. литер."
П. Васильев.
{Брокгауз}
Варлаам Ясинский
— митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России.
Окончил Киевскую коллегию, после чего обучался в Краковской католической академии, где, несмотря на препятствия, был официально признан в числе первых.
С 1665 по 1673 год (по Строеву — с 1669 года) — игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря.
С 1669 года — ректор Киевской духовной академии.
С 1673 по 1677 (по Строеву — по 1680 год) — игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря.
С 8 июля 1680 года — игумен Киево-Николаевского Пустынного монастыря.
В июне 1684 года возведен в сан архимандрита и определен наместником Киево-Печерской лавры.
31 августа 1690 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России.
Скончался 22 августа 1707 года.
Погребен в Великой церкви Киево-Печерской лавры.
Период жизни и деятельности митрополита Варлаама совпал со временем, когда решался сложный вопрос о подчинении западно-русской иерархии Московскому патриарху. Митрополит Варлаам не был сторонником такого подчинения и даже, когда предложили его кандидатуру на Киевскую кафедру, отказался ехать в Москву и посвящаться от Московского патриархата. Только после того, как Константинопольский патриарх в согласии с другими восточными патриархами в 1687 году утвердил зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата, протест архимандрита Варлаама утратил смысл и основание, и он принял посвящение в митрополиты от Московского патриархата.
Митрополит Варлаам был человек ученый и покровитель ученых. По его настоянию и при его покровительстве будущий святитель Димитрий, митрополит Ростовский, принялся за дело составления своего знаменитого труда "Четьи-Минеи". О поручении своем святителю Димитрию он говорил: "Бог по усердной молитве моей послал в лавру жить благоразумного проповедника слова Божия, благочестного иеромонаха Димитрия. Этому искусному проповеднику слова Божия, трудящемуся благоразумно, самою истиною свидетельствованному, вручил я, по совету соборных отцев и братии святой лавры, чтобы дело то святое совершенно исправить". Так было положено начало великому труду.
Будучи митрополитом, Варлаам всегда поддерживал святителя Димитрия в исполнении возложенного на него послушания и был его другом и покровителем.
По настоянию митрополита Варлаама переведено на славянский язык и издано "Православное исповедание веры".
Труды:
Окружное послание "ректора и игумена братского" с жалобой на бедствия братства // Киевские памятники. — т. 2, с. 256—266. Письмо к царям 1688 г. о Киевской лавре // Описание Киевской лавры. — Киев, 1847, № 15, с. 207.
Изображение дел Московского Патриаршего престола (рукопись в Синодальной библиотеке). Письмо к гетману Мазепе с изложением мысли по случаю подозрений патриарха Иоакима против православия Малороссии. Святитель Димитрий Ростовский. — М., 1849, с. 25—28.
Письмо к царям 1691 г. с жалобою на самоволия епископа Иосифа Шумлянского (в рукописи) // Описание Софийского собора, № 212. Письмо к патриарху Адриану 1693 г., где он описывал положение церковных дел на юге и испрашивал жалованную грамоту для коллегиума (рукопись в Синодальной библиотеке).
Литература:
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 104,155,186, 215, 253. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 244.