Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - виллевальде богдан павлович

Виллевальде богдан павлович

— профессор батальной живописи. Родился в Павловске в 1818 г. Первоначально изучал живопись у иностранного художника Юнгштедта, а в академию поступил в 1838 г., где занимался под руководством К. П. Брюллова и А. И. Зауервейда. Имеет все академические медали. В 1842 году был отправлен за границу пансионером Академии, но в 1844 году был вызван в Россию по высочайшему повелению для окончания работ, высочайше заказанных Зауервейду, умершему до выполнения их. В 1848 г. получил звание профессора за программу "Сражение при Гисгюбеле" и "Сражение при Париже"; с тех пор он состоит профессором Академии художеств. В. окончательно посвятил себя военному жанру. Он объезжал и собирал на месте материал для своих картин в венгерской кампании 1849 года, на Дунае в 1854, под Севастополем в 1855 г., на Кавказе в 1860 г., в Малой Азии и на Дунае в последнюю русско-турецкую войну. Большинство его жанровых картин взято им из кампании 1812 г.; все они главным образом написаны по рассказам очевидцев или по сохранившимся документам. Большинство этих произведений находится в галереях и дворцах особ императорской фамилии. Приводим название нескольких его картин: "Сражение при Быстрице, 1849 г." "Сражение под Карсом", "Атака под Варшавой", "Охотники Шериванского полка на Гунибе", "Сраж. при Брони", "Сраж. при Грохове", "Сраж. при Гравелоте, в 1870 г.", "Сражение при Бронницах", "Башкиры во Франции в 1814 г.", "Александр I в Дрездене на террасе Брюля", "Подвиг конного полка в сражении при Аустерлице", "Казаки при Бауцене в 1813 г.", "Граф Блюхер и казаки в Бауцене после сражения в 1813 г.", "Печальное известие (1813)", "Лейб-гусар и савойяры (1813 г.)", "Казаки на Рейне (1814 года)", "Казаки везде дома (1815 г.)", "Не бойтесь, мы казаки. Саксония, 1813 г.", "Сдача Шамиля", "Император Александр I в лагере башкирского войска на Бельвильских высотах, в Париже в 1814 г.", "Торжественный въезд императора Александра II в Москву для коронации в 1856 году", "На берегу Дуная в 1877 году", "Разъезд улан в Болгарии". Разнообразие композиции, часто драматический характер сцен, иногда юмористический оттенок, историческая верность, типичность фигур — вот достоинства картин Виллевальде. Можно сказать, что В. создал русский баталистический жанр и русскую батальную живопись. Под его руководством образовались почти все лучшие русские баталисты.

В. Чуйко.

{Брокгауз}



Виллевальде, Богдан Павлович

(1818—1903) — художник, баталист, крупнейший и наиб. типичный представитель того направления батальн. живописи, которое господствовало в первой пол. XIX в., со всеми его сильными и слабыми сторонами. Зависимость от официал. сфер, которые тогда одни создавали и поддерживали существование батальн. живописи, и малое еще развитие реализма в искусстве вообще вызывали особые требования от изобразителя войн; выше всего ценилась точность, гл. обр., внешняя, касавшаяся вида и формы войск и отвечавшая офиц. представлению о войне, реляциям о ней. Такой и была вся живопись В.: всегда внешне точная, условно-правдивая, законченно-вырисованная, но не волнующая. Ученик А. И. Зауервейда, В. отличался успехами еще в академии художеств и в 40-х гг. был командирован за границу, где работал в Дрездене над сюжетами войны 1813 г.; в 1844 г. он был вызван в СПб., ввиду смерти Зауервейда, для окончания начатых им работ по истории борьбы с Наполеоном, и в конце 40-х гг. в звании профессора и академика стал во главе батальн. класса. Мало оригинальный и самост-ный, В. первое время находился под влиянием нем. мастеров, в особ-сти мюнхен. худож. Петра Гесса (в его духе написана большая картина "Битва при Гиссгюбеле"), потом образцом ему служил "король баталистов" Горас Берне, но образцом недосягаемым в легкости кисти и франц. изяществе. Капитальными трудами В. в этот первый период являются 4 громад. полотна из истории 1813—14 гг., висящих в Александр. зале Зимнего дворца: "4 Кульм", "Лейпциг", "Фершампенуаз" и "Перед Парижем". Не раз возвращаясь к этой эпохе ("Русские на Монмартре", "Л.-гв. Кон. п. при Аустерлице"), В. потом живописует и усмирение польск. восстания 1831 г. ("Грохово", "Остроленка"), и венг. поход 1849 г. ("Сдача Гергея под Вилагошем", "Сражение при Быстрице", "Вступление в Кронштадт" и др.), и Крымскую кампанию ("Схватка под Севастополем"), и борьбу на Кавказе ("Башкадыклар", "Под Карсом", "Шамиль на Гунибе", "Сдача Шамиля"). Войны 70-х гг. также нашли себе отражение в живописи В., хотя сравнит-но малое ("Гравелот", "На Дунае в 1877 г.", "Разъезд улан в Болгарии"). В послед. период своей деятельности В. обратился вновь к любимой и хорошо им изученной эпохе Наполеона и, отдаваясь преимущ-но изображениям воен.-быт. характера, проявил новую симпатичную черту своего таланта — мягкий юмор в изображении таких живых военно-идиллич. сцен, как "Л.-гусар и савояр", "Казаки на Рейне", "Казаки везде дома", "Не бойтесь, мы — казаки", "Они попали в плен" и т. д. Отличный знаток воен. строя, В. хорош также и там, где парады и маневры изображаются сами по себе, а не служат образцом картины войны, напр., "Конное учение лейб-гвардии конной артиллерии под Красным Селом" и др. В. пробыл руководителем батал. класса академии художеств вплоть до реформы ее в 90-х гг. прошл. ст., его отличному преподавательству обязаны своим художеств. развитием почти все наши новейшие баталисты. Сам человек строго выдержан. художеств. взглядов, В., хотя и журил молодежь за разные новшества, но умел не насиловать их талантов, почему из его школы вышли такие разнообразно проявившиеся дарования, как Шарлемань, Филиппов, Ковалевский, Грузинский, Попов, Самокиш. Мазуровский и др.

{Воен. энц.}



Виллевальде, Богдан Павлович

(1818—1903) — художник-баталист. Собирая материал для своих произведений, участвовал в 1849 в венгерской кампании, в 1855 был в Севастополе и затем еще несколько раз сопровождал русскую армию в ее походах. Автор множества картин, пользовавшихся исключительным успехом преимущественно в придворных кругах. Будучи ярким представителем официальной батальной живописи, В. сочетал нарочитую парадность своих произведений со значительной долей сентиментальности. Многочисленные его ученики продолжили этот малоценный род живописи почти до наших дней. В Третьяковской галерее — работа В. "Атака лейб-гвардии гусар под Варшавой", в Русском музее — "Вид Владикавказа" и "Эпизод из Венгерской войны".

Ю. А.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое виллевальде богдан павлович
Значение слова виллевальде богдан павлович
Что означает виллевальде богдан павлович
Толкование слова виллевальде богдан павлович
Определение термина виллевальде богдан павлович
villevalde bogdan pavlovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):