Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - виталий гречулевич

Виталий гречулевич

(Василий Васильевич) — епископ Могилевский и Мстиславский.

Родился 1 января 1822 года в селе Аннополе Брацлавского уезда Подольской губернии в семье священника.

В 1843 году окончил Подольскую духовную семинарию и поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1847 году со степенью магистра.

По окончании академии почти до хиротонии во епископа был законоучителем в различных женских учебных заведениях. Даже будучи архимандритом, некоторое время безмездно преподавал Закон Божий в Петербургском епархиальном женском училище.

7 августа 1849 года рукоположен в сан священника.

С 13 апреля 1862 года — протоиерей.

8 1864 году на собранные им пожертвования открыл на своей родине училище для девиц духовного звания.

9 мая 1875 года избран членом Петербургского цензурного комитета.

Овдовев, 8 октября 1876 года пострижен в монашество.

С 22 октября 1876 года — архимандрит.

13 мая 1879 года хиротонисан во епископа Острожского, викария Волынской епархии.

6 октября 1882 года переведен в Могилев.

Скончался 14 мая 1885 года в Могилеве, в Печерске — загородном архиерейском доме. Погребен в Спасской церкви этого дома около северной стены храма под солеею.

Епископ Виталий — образованнейший человек своего времени. Он получил известность как истинный поборник и распространитель религиозного просвещения в духе Православной Церкви среди интеллигенции и простых людей. Благодаря неутомимой деятельности в этой области, им за два года открыто 268 школ и подготовлено к открытию еще 340.

Своими поучительными проповедями, личной добротой и способностью к доброму назиданию других епископ Виталий бдительно охранял религиозно-нравственные основы общественной жизни.

В 1860 году он основал и издавал журнал "Странник". Впоследствии издавал и другие духовные журналы: "Современный листок" и "Мирское слово", через которые сообщал пастве свои назидательные наставления.

Труды:

О молитве Манассии (магистерская диссертация). — СПб., 1848.

Размышление о Честном Кресте Господнем. — СПб., 1848; и 2-е изд. — СПб., 1853. Размышления о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. — СПб., 1848. Сравнительное обозрение Четвероевангелия в хронологическом порядке как пособие при изучении Евангельской истории по самому Священному Писанию без помощи учебника. — СПб., 1849.

Проповеди на малороссийском языке. — СПб., 1849 и 2-е изд. — СПб., 1857. Катехизические беседы на девять блаженств евангельских и десять заповедей Божиих. — СПб., 1852.

Вечерня во Святой и Великий Пяток. — 3-е изд. — СПб., 1853.

Пример детского благочестия. Истинное происшествие. — СПб., 1853.

Катехизические беседы на Символ веры и молитву Господню. — СПб., 1856. Указатель церковных чтений из священных книг Ветхого и Нового Завета на все дни недели и числа месяцев какого бы то ни было года. — СПб., 1853 и 2-е изд. — СПб., 1866. Беседы о семи спасительных таинствах. — СПб., 1858.

Христианские рассуждения и размышления, предложенные и в особых статьях, и в словах, беседах и речах законоучителя Воспитательного общества благородных девиц протоиерея Василия Гречулевича: в 3 т. и 5 ч. — СПб., 1868. (Каждая часть имеет самостоятельный титульный лист).

О праздновании воскресных и праздничных дней. — СПб., 1857.

О должностях родителей и детей. — СПб., 1859. Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия в хронологическом порядке: С картою Палестины и другими приложениями, как пособие к основательному изучению евангельской истории: в 2 ч. — СПб., 1859—1866.

Изложение евангельской истории по руководству подобного сравнительного обзора Четвероевангелия. — СПб., 1861 и 2-е изд. — СПб., 1864. Слово в день столетнего юбилея Императорского воспитательного общества благородных девиц и Санкт-Петербургского Александровского училища, 5 мая 1864 года, произнесенное в Воскресенском соборе // Ежедневное прибавление к "Русскому инвалиду". — 1864, № 19. Беседы к простому народу. — СПб., 1872, вып. 22; СПб., 1874, вып. 41.

Последняя Пасхальная Вечеря Иисуса Христа и день Его смерти: Опыт критического исследования. — СПб., 1877.

Две речи по случаю выпуска воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц. — СПб., 1873. Евангельская история. — СПб., 1857 и 2-е изд. — СПб., 1876.

Ответ на "ученую полемику" по вопросу о последней Пасхальной Вечери Иисуса Христа и дне Его смерти. 1. Разбор статей "Церковного вестника". — СПб., 1877.

Речь при отпевании законоучителя Могилевских мужской и женской гимназий члена консистории, протоиерея С. К. Галаско // Могилевские епархиальные ведомости. — 1885, № 9. Нагорная проповедь Спасителя:Сущность христианского учения // Изложено по Евангелию, с объяснениями святых отцев Церкви. — Седлец, 1899. Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. — СПб., 1901; Странник. — 1861. Притчи Христовы: Вып. 1—10. — СПб., 1860—1861; 2-е изд. — СПб., 1864; 3-е изд. — СПб., 1901.

Перечень всех трудов преосвященного Виталия // Исторический вестник. — 1888, т. 34, ноябрь, с. 24—25.

Кроме того епископ Виталий писал критические статьи на следующие произведения:

— о книге Авдия Востокова. Об отношениях римской церкви к другим христианским церквам и ко всему человеческому роду // Странник. — 1865, кн. 1;

— о книге Сказание о земной жизни Пресвятой Богородицы // Странник. — 1869, кн. 3;

— о книге Избранные слова святых отцев в честь и славу Пресвятыя Богородицы // Странник. — 1869, кн. 3;

— о книге П. Лебедева. Руководство к пониманию православного богослужения // Странник. — 1869, кн. 7.

Литература:

Каргопольцев И. Преосвященный Виталий Гречулевич, епископ Могилевский и Мстиславский (Биографический очерк). — Екатеринославль, 1887.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1398,1405. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814—1869 гг. — СПб., 1907, с. 78—79.

Едлинский М. Анатолий Мартыновский, архиепископ Могилянский, и его литературные труды. Труды Киевской духовной академии. — Киев, 1889, с. 125, прим. 2. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 865.

Русский паломник. — 1893, № 29, с. 462.

— 1895, № 20, с. 307. Русская старина. — 1910, июль, с. 133—166. Волынские епархиальные ведомости. — 1906. Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1906, № 47, с. 3023.

Труды Киевской духовной академии. — 1884, ноябрь, с. 452.

Известия по Казанской епархии. — 1882, № 23, с. 617.

— 1894, № 19, с. 596.

Исторический вестник. — 1885, июль, с. 290.

— 1888, ноябрь, с. 23, 24.

Православное обозрение. — 1884, сентябрь-декабрь, с. 625—629.

— 1885, июль, с. 586—588.

Могилевские епархиальные ведомости. — 1885.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 78—79.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т.З, с. 221,517—519,782. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 514; т. 2, с. 1582.



Виталий Гречулевич

(до постриж. протоиерей Василий) — р. 1820 г., † 14 мая 1884 г. епископом таврическим; писатель, основатель журнала "Странник".

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое виталий гречулевич
Значение слова виталий гречулевич
Что означает виталий гречулевич
Толкование слова виталий гречулевич
Определение термина виталий гречулевич
vitaliy grechulevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):