Большая биографическая энциклопедия - войно-ясенецкий валентин федорович
Войно-ясенецкий валентин федорович
(архиепископ Лука; 27.04.1877—11.06.1961) — мыслитель, священник, врач; д-р мед. наук, проф. Род. в г. Керчь, в семье аптекаря. Воспитывался в православной вере. Молодость его прошла в Киеве. Решив заниматься только тем, что "полезно для страдающих людей", в 1903 он заканчивает мед. ф-т Киевского ун-та св. Владимира. С 1905 по 1917 В.-Я. работал земским врачом в Симбирской, Саратовской, Курской, Ярославской губ., а также на Украине и в Переяславле-За-лесском. В 1916 (по др. источникам — в 1915) "мужицкий д-р", как называл себя В.-Я., защитил докт. дисс. — "Регионарная анестезия", признанную современниками лучшей работой года. Из-за болезни жены семья переехала в Среднюю Азию, где В.-Я. в 1917— 1921 работал гл. хирургом Ташкента, содействовал организации Туркестанского ун-та. С 1920 возглавил кафедру оперативной хирургии. В этот период он был уже глубоко верующим человеком. В 1919 от туберкулеза умирает его жена, оставив четверых детей. В 1921 В.-Я. рукоположен в сан священника, но не перестает оперировать и читать лекции. В 1923 принимает постриг под именем Луки и вскоре назначается епископом Туркестана. В июне 1923 был арестован как сторонник патриарха Тихона, обвинен в контрреволюц. связях. 1923—1943 — годы тюрем и ссылок (Бутырская и Таганская тюрьмы в Москве, Енисейск, Туруханск, Ташкент, Архангельск, Красноярский край). Везде где можно В.-Я. служит, проповедует и оперирует, создает замечательные науч. труды по хирургии. В 1943 В.-Я. — архиепископ Красноярский, через год его переводят в Тамбов, где он продолжает мед. деятельность в военных госпиталях. В 1945 была отмечена его врачебная и пастырская работа: он награждается медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг." и получает право носить бриллиантовый крест на клобуке. В феврале 1946 архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии I степени за науч. разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в расширенной работе "Этюды гнойной хирургии". В 1945—1947 закончил кн. "Дух, душа и тело", начатую еще в начале 20-х гг. (при его жизни кн. не издавалась). С 1946 он — архиепископ Крымский и Симферопольский. Слепота, наступившая в 1958, не мешала ему совершать божественные службы. Скончался в 1961 и похоронен в Симферополе. Канонизирован Рус. православной церковью (1996). "Дух, душа и тело" — единственное филос. произведение В.-Я. В этой удивительной кн. широко мыслящий человек, священник, врач, анализируя факты и науч. открытия конца XIX — начала XX вв., филос. произведения древних и совр. ему философов и цитаты Священного писания, обосновывает свое понимание таких понятий, как "дух", "душа", в существовании к-рых он убежден. В.-Я. считает, что великие науч. открытия XIX—XX вв. доказывают нам неисчерпаемость наших представлений о жизни, о человеке и позволяют пересмотреть многие осн. идеи естествознания. Так, познание новых важных форм энергии — радиоволн, инфракрасных лучей, радиоактивности и внутриатомной энергии — позволяет "...предполагать, ...что в мире существуют др., неведомые нам формы энергии, м.б., еще гораздо более важные для мира, чем внутриатомная энергия... С материальной т. зр., и эти, пока еще неведомые, формы энергии должны быть особыми формами существования материи..." (Дух, душа и тело. М., 1997. С.23). "Где же основание к тому, чтобы отрицать законность нашей веры и уверенности в существовании чисто дух. энергии, к-рую мы считаем первичной и первородительницей всех физ. форм энергии, а через них и самой материи? Как же мы представляем себе эту дух. энергию? Для нас она есть всемогущественная любовь Божественная... Энергией любви, излившейся по всеблагой воле Божией, Словом Божиим, дано начало всем др. формам энергии, к-рые, в свою очередь, породили сперва частицы материи, а потом через них и весь материальный мир" (Там же. С.24). В.-Я. убежден, что органом высшего познания является не мозг, а сердце. Анализируя иссл. И.П.Павлова о рефлексах головного мозга, работы Эпикура, Паскаля, Бергсона, ссылаясь на многочисленные тексты Библии, В.-Я. пишет: "Мышление не ограничивается деятельностью коры головного мозга и в ней не заканчивается. Нам известны в мозгу двигательные и сенсорные центры, вазомоторные, тепловые и др. центры, но нет в нем центров чувств. Никому не известны центры радости и печали, гнева и страдания, эстетического и религиозного чувства." (Там же. С.39). По его мнению, в сердце "...получают чувственное и волевое восполнение рождающиеся в мозгу мысли... В нем рождается из этой деятельности познание и почивает в нем мудрость" (Там же. С.40). Именно желаниями и стремлениями сердца определяется все поведение человека. В.-Я. приводит массу примеров передачи дух. энергии от человека к человеку (врач и больной, мать и ребенок, единение симпатий или гнева в театре, парламенте, "дух толпы", поток храбрости и отваги и др.) и спрашивает: "Что же это, как не дух. энергия любви?" Говоря о материи, он пишет: "Материя представляет собой устойчивую форму внутриатомной энергии, а теплота, свет, электричество — неустойчивые формы той же энергии... Материя, т. о., постепенно превращается в энергию... Что же мешает нам сделать последний шаг и признать существование вполне нематериальной, дух. энергии и считать ее первичной формой... и источником всех форм физической энергии?" (Там же. С.57). В предисловии к кн. протоиерей Валентин Асмус, касаясь изложения воззрений В.-Я., пишет, что понятия автора динамичны: "Признавая влияние телесной стороны человека на дух., автор видит и обратное влияние духа на тело, и "духом" называет сферу, где преобладает и владычествует дух. сторона, а "душою" — ту сферу, где дух. сопряжено с телесным теснейшим образом и зависит от него" (Там же. С.7). С его т. зр., смертны те элементы самосознания человека, к-рые исходят из умершего тела (органические и чувственные восприятия). Но бессмертны те элементы самосознания, к-рые связаны с жизнью духа. "Дух есть сумма нашей души и части ее, находящейся вне границ нашего сознания" (Там же. С. 129). Дух бессмертен и может существовать без связи с телом и душой. Это, как он считает, доказывается передачей по наследству дух. свойств родителей детям. Наследуются черты характера, их нравств. направление, склонность к добру и злу, высшие способности ума, чувства и воли, но никогда не наследуются чувственные или органические восприятия родителей, их частные мысли и чувства. Наличие у многих людей доказанных трансцендентальных способностей — телепатии, предвидения, целительных способностей и др., по В.-Я., связано с наличием у людей не только пяти чувств, но и способностей восприятия высшего порядка, существования в природе "вибраций", приводящих в движение человеч. интеллект и открывающих ему факты, сообщить о к-рых бессильны его чувства. В.-Я. не удовлетворяет объяснение памяти теорией молекулярных следов в мозговых клетках и ассоциативных волокнах. Он убежден, что "кроме мозга должен быть и др., гораздо более важный и могучий субстрат памяти". Таковым он считает "дух человеческий, в к-ром навеки отпечатываются все наши психофиз. акты. Для проявления духа нет никаких норм времени, не нужна никакая последовательность и причинная связь воспроизведения в памяти пережитого, необходимая для функции мозга" (Там же. С.112—113). В.-Я., считая, что "мир имеет свое начало в любви Божией" и людям дан закон "Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный" (Там же. С. 126), убежден, что должна быть дана и возможность осуществления этой заповеди, бесконечного совершенствования духа — вечное бессмертие. "Если совершенна (неуничтожима) материя в ее физ. формах, то, конечно, должна подлежать этому закону и дух. энергия, или, иначе говоря, дух человека и всего живого. Т. о., бессмертие есть необходимый постулат ума нашего" (Там же. С. 129). Пусть кн. "Дух, душа и тело", как того и желал В.-Я., поможет людям в обретении и укреплении веры; нам хотелось бы, чтоб философы увидели и восприняли глубину мышления, страстность аргументации и оригинальность концепций этого замечательного мыслителя.
Соч.: Дух, душа и тело. М., Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. 1997; О духе, душе и теле // ФН. 1994. № 1—3; 1995. № 2—4, 5—6; 1996. № 1—4, 5—6; Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Наука и религия. Дух, душа и тело. Ростов-на-Д.,
2001.
А.П.Алексеев
Большая биографическая энциклопедия
2009