Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - введенский алексей иванович

Введенский алексей иванович

(род. в 1861 г.) — писатель, воспитанник Московской духовной академии, в которой преподает метафизику. Главные труды В.: "Вера в Бога, ее происхождение и основания" (М., 1891, магист. диссерт.); "Религиозное сознание язычества. Т. I. Основные вопросы философской истории естественных религий. Религии Индии" (М., 1902, докторская диссерт.); "Западная действительность и русские идеалы" (Сергиев Посад, 1894); "О религиозной философии В. Д. Кудрявцева" (Харьков, 1893); "О характере, составе и значении философии В. Д. Кудрявцева" (Сергиев Посад, 1893); "Очерк современной французской философии" (Харьков, 1894); "П. Е. Астафьев, его философские и публицистические взгляды" (Сергиев Посад, 1893); "Демонион Сократа. Этюд по истории древней философии" (ib., 1893); "Общий смысл философии Н. Н. Страхова" (М., 1897); "Профессор философии протоиерей Ф. А. Голубинский" (ib., 1898); "Время и вечность" (ib., 1900); "На современные темы. Сборник популярно-философских статей" (М., 1900); "Религия и социология. Религия как явление социальное" (М., 1900); "Из итогов века. Литературно-философская характеристика XIX столетия" (Сергиев Посад, 1901); "Умозрительные элементы теистического миропонимания. Вып. I. Закон причинности и реальность внешнего мира" (Харьков, 1901); "Художественное творчество как принцип объяснения мифов" (М., 1901); "Против очевидности и мимо запросов жизни" (М., 1903); "Недоразумение по важному вопросу" (М., 1903); "Религиозное обновление наших дней" (вып. 1, М., 1903; вып. II, М., 1904). В последнее время В. принимает деятельное участие в "Московских Ведомостях"; состоит редактором журнала "Душеполезное Чтение".

{Брокгауз}



Введенский, Алексей Иванович

(псевдоним А.Басаргин; 14.05.1861 — 23.02.1913, по старому стилю) — философ, историк религий, публицист. Род. в г. Серпухов, в семье священника. Прошел все ступени дух. образования. В 1887 Советом Моск. Дух. академии был избран на кафедру истории филос. Талант и пытливость В. нашли внимание и поддержку руководства академии, и он дважды направлялся за границу (в Германию и Францию) в годичные творч. командировки (в 1891—1892 и 1896— 1897) для изучения совр. состояния филос. истории религий. Результатом и как бы творч. отчетом этих командировок явилось написание кн. и статей, благодаря к-рым рус. об-во впервые познакомилось со многими новыми идеями, направлениями и системами в филос., теологии, литературе и искусстве, а также защита В. магистерской и докт. дисс. В качестве магистерской дисс. была представлена работа "Вера в Бога, ее происхождение и основание. Положительное решение вопроса в связи с историко-критическим изучением" (М., 1891). Звание д-ра богословия В. получил за труд "Религиозное сознание язычества. Опыт философской истории естественных религий. T.I. Основные вопросы философской истории естественных религий. Религии Индии" (М., 1902). О докт. дисс. В. его коллега проф. Моск. Дух. академии С.С.Глаголев писал, что "это — единственная диссертация по истории религии, которая читается с истинным наслаждением" (Богословский В. 1913. Т. 1). В 1892 по решению Совета академии В. занял вакантную после смерти В.Д. Кудрявцева-Платонова кафедру логики и метафизики. Значение этой кафедры как для самой академии, так и в дух. жизни России было велико. До В. ее возглавляли уже упомянутый В.Д.Кудрявцев-Платонов и не менее знаменитый Ф.А.Голубинский — крупнейшие представители теизма в рус. филос., воспринявшие многое от зап. иррационально мыслящих философов (Яко-би и др.) и вместе с тем проявившие в своих филос. построениях оригинальность и самостоятельность, наиболее глубоко отвечавшие, как показало последующее развитие филос. в России, запросам рус. православной духовности. В. сохранил верность осн. постулатам теистической линии в рус. филос. в глазах как своих современников, так и историков филос. (В.В.Зеньковский, Б.В.Яковенко, Н.О.Лосский рассматривали взгляды В. как завершение теистической линии в рус. филос., развивавшейся в осн. в Дух. академиях, в противоположность позитивизму и материализму, преобладавшим в ун-тах). Наибольшее внимание В. привлекала проблема обоснования реальности и причинности внешн. мира. В обл. гносеологии он, по мнению В.В.Зеньковского, склонялся к соборной гносеологии кн. С.Н.Трубецкого. Восприимчив он был и к идеям зап. философов, таких как Мэн де Биран, Дильтей (В.В.Зеньковский усматривал в этом эклектизм). В. обладал и публицистическим даром. С 1897 он — постоянный сотрудник "Московских Ведомостей", где (под псевд. А.Басаргин) поместил множество статей на самые разные темы — от филос. до чисто полит. и бытовых. Как в филос. и богосл., так и в публицистике В. стоял за рус. идеалы, "за русский исторический строй" (С.С.Глаголев). Пафос многообразной писательской и обществ. деятельности В. сформулировал лучше всего один из его современников: "Философское осмысливание личной и общественной жизни, признание за ней нравств. и религ. ценности, раскрытие христианского учения и опыта, как идеала истинной жизни,— вот осн. темы его философской проповеди и аксиологии" (Богословский В. 1913. Март. С.13). По свидетельству С.С.Глаголева, В. подготовил к печати оставшееся неизданным "Введение в философию".

Соч.: Сравнительная оценка систем (догматического богословия) высокопреосвященного Макария и арх. Сильвестра // Чтения общества любителей Духовного Просвещения. 1886. № 2—4; Западная действительность и русские идеалы. Сергиев Посад, 1894; Современное состояние философии в Германии и Франции. Сергиев Посад, 1898; Закон причинности и реальность внешнего мира. Харьков, 1901; На современные темы. Сб. популярно-философских статей. М.,

1900.

А.В.Шургаия

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое введенский алексей иванович
Значение слова введенский алексей иванович
Что означает введенский алексей иванович
Толкование слова введенский алексей иванович
Определение термина введенский алексей иванович
vvedenskiy aleksey ivanovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):