Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - захаров иван дмитриевич

Захаров иван дмитриевич

— воспитанник Академии Художеств, неклассный художник с 1849 г., автор любопытных "Путевых записок русского художника", изданных в 3-х томиках в 1854—1860 гг. В этих "Записках" русский художник описывает, как, не обладая средствами, он совершенно случайно в 1849 г. попадает в Константинополь с военным кораблем "Грозный" и здесь решается написать портрет с султана. "Но каким образом? — задает он такой вопрос в своих "Записках" — и продолжает: "многие иностранные художники несколько раз добивались этой чести, но всегда без успеха... словом, попасть к султану было невозможно. Плохо думаю, а честолюбие так и задевает за живое, и надежда не оставляет меня. Султан, как наместник пророка, обязан каждую пятницу совершать молитву в какой-нибудь мечети и выезд его в этом случае бывает всегда торжественный. Я это заметил и начал с того, что не пропускал ни одной пятницы, следил за церемонией, напрягал все свое воображение, чтобы заучить черты его лица. Чего не успевал высмотреть один раз, то дополнял в другой. Новоизобретенная операция эта продолжалась около месяца, и портрет мой благополучно приближался к окончанию. Взяло меня раздумье. Портрет то я написал, да что в том толку? Все-таки он написан больше на память, чем с натуры...". Но, несмотря на такое "раздумье", художник с этим портретом направился к великому визирю и, добившись свидания, получил разрешение присутствовать на каком-то особенном смотру, где на него обратил внимание сын султана и потребовал от него портрет. Портрет так понравился султану, что последний дал русскому художнику аудиенцию и поручил ему написать портрет и его детей. По написании этих портретов, частью миниатюрою, частью масляными красками, З. добился разрешения устроить во дворце султана выставку не только этих портретов, но и других картин и эскизов, сделанных им в Константинополе. Выставка была публичная, о ней были даны многочисленные отзывы в заграничной прессе того времени, как о первой художественной выставке в Константинополе. За свои работы З. получил от султана 25 тысяч пиастров и отправился на эти деньги путешествовать по Греции и Италии. В 1850 г. он возвратился в Петроград и в залах только что отстроенного Пассажа открыл выставку своих картин и эскизов. Это была первая выставка отдельного художника в Петрограде: до сих пор выставки устраивались только Академией Художеств. Выставка возбудила большой интерес. Между прочим, какой-то любитель художеств поместил в "Санкт-Петербургских Ведомостях" большое открытое письмо к художнику, прося его уменьшить плату за вход, которая была назначена в 1 р. серебром, сбор шел на благотворительные цели. Любитель художеств находил эту плату непомерно высокою и предполагал, что художник, щедро награжденный султаном, забыл цену деньгам. Окрыленный такими успехами, З. обратился в 1852 г. в Академию Художеств с двумя прошениями: в первом он просил о назначении ему в Академии мастерской для написания картины, изображающей "парад", ибо, будучи в Константинополе на аудиенции султана турецкого, обещал, по приезде в Петроград, написать эту картину; вместе с тем он ходатайствовал о выдаче ему пособия на исполнение указанной картины из сумм, назначаемых на ободрение художников; второе прошение, сопровождаемое написанным З. акварельным портретом, заключало в себе перечень исполненных как в России, так и за границею работ и просьбу "удостоить его звания академика". Но если фортуна улыбалась З. в Константинополе, то она отвернулась от него в Петрограде. Совет Академии Художеств определил: "объявить г. художнику Захарову, что он для получения звания академика должен просить установленным порядком программы; что же касается до отвода ему в Академии мастерской для производства картины, то Академия ни свободной мастерской для назначения ему, ни суммы для вспомоществования в подобных случаях не имеет". Как кажется, оскорбленный художник не пожелал просить программы на звание академика, оставшись неклассным художником, и обратился к литературе. Сперва в "Санкт-Петербургских Ведомостях" появилось несколько его фельетонов, посвященных заграничным воспоминаниям, а потом, в 1854 году, он выпустил и целую книжку, которая быстро разошлась. Успех этой первой книжки заставил художника продолжать свои писания, и он выпустил еще 2 части в 1855 и в 1860 годах. К книжкам он прикладывал иллюстрации-литографии из своего альбома, между ними портрет дочери султана. Путевые заметки художника любопытны; правда, они написаны довольно наивно, рассуждения художника по поводу общих вопросов вызывают улыбку, но достойны внимания прежде всего описание, как художник добился аудиенции у султана, а затем ряд подробностей турецкой жизни, картинки из быта греческих художников и т. д. После 1860 г. сведения о З. обрываются.

Петров, "Материалы к истории Академии Художеств", т. ІII, стр. 169 и сл. — "Северная Пчела" 1849 г., № 533; 1850 г., ст. 886, 915; 1853 г., № 24; 1854 г., стр. 929. — "Санкт-Петербургские Ведомости" 1850 г., стр. 775, 915; 1853 г., №№ 140, 171, 181.

П. Столпянский.

{Половцов}

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое захаров иван дмитриевич
Значение слова захаров иван дмитриевич
Что означает захаров иван дмитриевич
Толкование слова захаров иван дмитриевич
Определение термина захаров иван дмитриевич
zaharov ivan dmitrievich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):