Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - заруцкий иван мартынович (иванович)

Заруцкий иван мартынович (иванович)

один из виднейших вожаков воровского казачества в эпоху Смуты, был уроженцем западной Руси. По некоторым известиям, он родился в городе Тарнополе, мальчиком попал в неволю к крымским татарам, а оттуда бежал на Дон, где стал казаковать. Выделившись своими недюжинными способностями из окружающей его среды, З. стал одним из донских атаманов. Он рано примкнул к Смуте, был сторонником первого Лжедимитрия и вместе с ним прибыл в Москву, где, впрочем, не играл сначала заметной роли. З. вернулся на Дон, откуда после гибели Самозванца явился к Болотникову и Лжепетру. Вместе с ними он стоял под Москвой, а затем в Туле переносил тягости осады этого города войсками Шуйского. Из Тулы З. отправился в Северские города отыскивать "царя Димитрия Ивановича", упорные слухи о чудесном спасении которого во время московского майского движения 1606 года держались на Руси и распространялись теми, кому выгодна была дальнейшая смута. Благодаря своевременному удалению из Тулы, вскоре после этого взятой Шуйским, З. избежал неминуемой гибели. При этом ему посчастливилось. В Стародубе З. действительно нашел "царя Димитрия Ивановича", т. е. второго Самозванца, известного в истории под именем Вора, и поступил к нему на службу. С этой поры начинается быстрое возвышение З. Красивый, статный, видный, смелый, энергичный, умный атаман пришелся по душе Вору и стал одним из приближеннейших к нему лиц. Наряду с указанными свойствами, З. отличался жестокостью, лукавством и неразборчивостью в средствах. Один из наблюдательных современников Смуты так характеризует знаменитого воровского военачальника: "воевода же над казаческими полки был московской служилой ротмистр пан Иван Заруцкой. Сей бысть не нехрабр, но сердцем лют и нравом лукав". Последние качества удалого атамана не были, впрочем, предосудительными в глазах Вора, который ценил в своем любимце безусловную преданность его своему делу, себе и выдающуюся распорядительность. И действительно, второй Лжедимитрий имел полное основание дорожить З. и отличать его. Так З., отправленный на Дон с целью привлечь на сторону Вора новые силы, сумел весною 1608 года привести в Орел к "царю Димитрию Ивановичу" 5000-ный отряд казаков. Затем ему и Лисовскому были подчинены все казацкие войска Самозванца. Подобным образом при первом походе Вора к Москве З. командовал правым крылом его армии. Когда же "царь Димитрий Иванович" обосновался в Тушине, З. занял одно из первых мест в совете царика, который пожаловал своего любимца саном боярина. Казацкий воевода оказал в это время много услуг делу Вора. Особенно прославился он в день неудачной для "царя Димитрия Ивановича" битвы под Москвой. Это сражение, губительное для тушинцев, произошло в 1609 году, в Троицын день, и началось нападением воровских войск на предместья Москвы. Большой отряд их подошел к столице, разбил высланных против него москвичей, прогнал их до самого города, возвратился и стал за Ходынкой на берегу. Царь Василий Шуйский выслал против тушинцев свои войска с пушками и гуляй-городами (подвижными укреплениями). Поляки овладели было этими гуляй-городами, но в это время к москвичам подошли значительные подкрепления. Тогда войско Шуйского перешло в наступление, отбило свои гуляй-города, погнало неприятеля и чуть было не ворвалось в самое Тушино. Но здесь то подоспел З. со своими Донскими казаками. Он вступил в жаркий бой с москвичами и сумел удержать их на реке Химке.

Однако З. все же нельзя причислить к безоглядным сторонникам Вора. На первый план он ставил свои личные цели, а, по своему западнорусскому происхождению, имея некоторые связи с поляками, не прочь был иногда поближе сойтись с ними. Поэтому, когда "царь Димитрий Иванович" вынужден был в январе 1610 года бежать из Тушина в Калугу, З. обнаружил склонность примкнуть к сторонникам Сигизмунда и во время совещания многих влиятельных тушинцев с послами польского короля согласился не признавать ни Шуйского, ни царика. И даже тогда, когда громадное большинство Донских казаков потянулось в Калугу к "царю Димитрию Ивановичу", бывший атаман не последовал за своими боевыми товарищами, а предпочел отправиться в стан польского короля под Смоленск. Оттуда З. с войском гетмана Жолкеевского отправился походом на Москву. Впрочем, отношения между родовитым талантливым паном и выскочкой тушинским "боярином" не наладились. Вследствие этого З. вернулся к Вору и верно служил ему до дня гибели царика, т. е. до декабря 1610 года. Смерть Самозванца поставила перед его "боярином" вопрос: договориться ли с поляками, или действовать на свой страх.

Сначала З. решается как будто на первое. По крайней мере в феврале 1611 года он ведет переговоры с Сапегой. Тем временем на Руси, под влиянием пробудившегося сознания национальной опасности, по призыву патриарха Гермогена и по почину думного дворянина и рязанского воеводы Прокопия Ляпунова поднялось первое земское ополчение для очищения Москвы от овладевших ею поляков. З. понял значение этого народного движения, учел выгоды, которые оно ему сулило, и сделал свой выбор. Поэтому со своими казаками, очень любившими своего вождя, он двинулся под Москву на соединение с Ляпуновым. Значительные силы, приведенные З. под стены столицы, личные способности и влиятельное положение его среди бывших тушинцев, наконец, высокий сан, полученный им от покойного царика и в то смутное время имевший такую же силу, как и чины, пожалованные другим лицам при Борисе Годунове и Василии Шуйском, выдвинули бывшего донского казака на одно из самых первых мест в государстве. Когда под Москвой образовался совет всей земли, то во главе его стали троеначальники: боярин князь Димитрий Тимофеевич Трубецкой, "боярин" Иван Мартынович Заруцкий и думный дворянин Прокопий Петрович Ляпунов. Двое из них представляли собой интересы казачества, а третий стоял во главе земщины. Ляпунову, обладавшему очень твердым характером и опиравшемуся на сочувствие очень влиятельных земских кругов, удалось мало-помалу приобрести первенствующее значение в подмосковном стане и на совете всей земли. Он провел 30-го июня 1611 года ряд постановлений, очень невыгодных для казачества, но вполне отвечавших интересам государства. После этого и сам по себе непрочный союз между двумя враждебными по существу частями подмосковного ополчения окончательно распался. Этим обстоятельством воспользовался властолюбивый и неразборчивый в средствах З. Судьба давала ему возможность загладить прежние вины перед Русью, став одним из вождей национального движения и приняв участие в спасении русской государственной самобытности. Но З. как был, так и остался искателем приключений, неспособным возвыситься хоть сколько-нибудь до понимания государственных интересов.

Бывший казак, ставший боярином, начал домогаться первенствующего положения в государстве. На дороге ему стоял Ляпунов. З. решил отделаться от опасного и ненавистного соперника. Он "и чести позавиде Прокопиеве и злую крамолу нань состави". Когда в казачью среду была умело пущена составленная по приказанию недругов Ляпунова подложная грамота его, в которой земский вождь якобы подстрекал земских людей бить и казнить казаков, где бы они ни встретились, З. сумел поддержать возмущение, вспыхнувшее у казаков. Благодаря его проискам, Ляпунов "предан бысть в кровоядныя руки злочинному сонмищу, идеже без зла не спят", другими словами, позван был для объяснения в казачий круг. Пылкий и гордый предводитель земщины во время объяснений с казаками не захотел сдержать себя и был 22-го июля 1611 года убит разъяренной толпой. Его единомышленники, объятые ужасом, покинули подмосковный стан, и З. на время увидал себя господином положения. Под Москвой остались лишь тушинцы. По родовитости среди них первое место принадлежало князю Трубецкому, но вследствие бездарности и ничтожества этого вождя фактически главная роль попала в руки З. Он вместе с Трубецким присвоил себе доходы с богатой Важской волости. Вместе с Трубецким "боярин" З. рассылал грамоты по городам, зовя рати на очищение столицы государства от поляков. Влиятельная Троице-Сергиева обитель под давлением З. составляла воззвания, приглашавшие уездных людей на соединение с подмосковными "боярами и воеводами".

Между тем в голове у предприимчивого тушинца созрел новый смелый план. Пользуясь своей близостью к вдове Вора, Марине Мнишек, с которой З. вступил в интимные отношения во время пребывания своего в Калуге, "боярин и воевода" задумал провозгласить царем Воренка, т. е. маленького сына "царя Димитрия Ивановича". При таком обороте дел З. упрочил бы свое положение, став на долгое время фактическим правителем государства. Однако подобная перспектива не сулила ничего доброго исстрадавшейся Русской земле, поэтому даже в подмосковном стане затея З. встречена была без особого энтузиазма. В особенности же встревожила она великого молитвенника земли Русской, святого патриарха Гермогена. Патриарх поспешил обратиться к земским людям с пламенным увещанием "отнюдь на царство проклятого паньина Маринкина сына не хотети". Увещание святого Гермогена пало на благодарную почву, и вожди нового нижегородского ополчения, Кузьма Минин и князь Димитрий Пожарский, всецело прониклись лозунгом великого стоятеля и страдальца за родную землю. Тогда З. со свойственной ему изворотливостью попытался найти другой способ удержаться у власти. Сначала, правильно оценив важное стратегическое и политическое значение Ярославля, тушинский "боярин" пытается овладеть этим городом. Потерпев неудачу в своем замысле, З. 2-го марта 1612 года присягнул третьему Лжедимитрию, Псковскому Вору, который еще в декабре 1611 года прислал в подмосковные таборы свое посольство.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое заруцкий иван мартынович (иванович)
Значение слова заруцкий иван мартынович (иванович)
Что означает заруцкий иван мартынович (иванович)
Толкование слова заруцкий иван мартынович (иванович)
Определение термина заруцкий иван мартынович (иванович)
zaruckiy ivan martynovich (ivanovich) это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):