Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - зарянко сергей константинович

Зарянко сергей константинович

художник, брат Василия, Иосифа и Николая З., родился 24 сентября 1818 года, умер 20 декабря 1870 года. Уроженец Могилевской губернии (в имении князя Любомирского), по одним сведениям получил предварительную художественную подготовку в селе Сафоновке, Вышневолоцкого уезда, в школе Венецианова, а по другим — у некоего Аврорина, певчего, а потом диакона Троицкого подворья. Учился в 3-ей Петроградской гимназии и одновременно, "как посторонний", занимался в Академии Художеств, где оказывал значительные успехи. 16 мая 1836 года, т. е. 18 лет от роду, получил 2-ю серебряную медаль за перспективную картину "Фельдмаршальский зал в Зимнем Дворце." В этом же году ему было дано "ободрение" за портрет с натуры. Через два года, 30 сентября 1838 года, З. получает звание неклассного художника, 14 января 1842 г. серебряную медаль 1-го достоинства, а в марте того же года Академия Художеств, признав его "по известным Академии живописным работам назначенным в академики", поручила ему программную работу на звание академика: "внутренность Петербургской Никольской церкви в верхнем этаже", причем указывала, что картина должна быть не менее 1½—2 аршин ширины. Это известная картина, в настоящее время находящаяся в Русском Музее Императора Александра III, написанная в 1842—1843 гг. Затем, через 7 лет, З. возбуждает ходатайство о задании Академией Художеств программы на звание профессора исторической живописи. Подчеркиваем желание З. стать профессором исторической живописи: это обстоятельство очень характерно. Академия Художеств удовлетворяет желание своего талантливого ученика, назначив ему программу: "Смерть св. Павла Фивейского", причем фигуры этой картины должны были быть в рост человека. Но З., видимо, не выполнил этой картины и получил звание профессора в том же 1850 году за портрет вице-президента Академии Художеств гр. Ф. П. Толстого. Таким образом художник, получивший звание художника и академика "по классу живописи перспективной" и желавший стать профессором "исторической живописи", был удостоен этого звания за портрет. В то же время З. был преподавателем рисования в Дворянском полку (ныне Константиновское училище). В 1855 году в Академии Художеств открылась вакансия профессора перспективной живописи, и З. начал хлопотать о назначении его на эту должность, но не имел успеха в своем стремлении и уехал в Москву, где поступил преподавателем в Московское училище живописи и ваяния, сделавшись там с 1859 года инспектором училища. В 1865 году З. был снова вызван в Петроград, чтобы исполнять недостававшие в Эрмитаже портреты Императорской фамилии. Над этою работой он трудился 5 лет и вернулся в 1870 году снова в Москву, где скоропостижно умер от разрыва сердца.

С раннего детства З. чувствовал материальный гнет и уже 15 лет должен был зарабатывать деньги, чтобы поддерживать семью. Представив в Академию Художеств свою картину "Внутренний вид Никольского собора", З. обратился в Академию с прошением, прося выдать ему эту картину, чтобы он мог ее продать и получить таким образом "способы для принятия новых занятий по части художеств". Академия Художеств картины не вернула, но назначила художнику пособие в размере 300 рублей из "суммы, назначенной на ободрение художников". Та же материальная необеспеченность, видимо, заставляла художника принимать место учителя рисования сперва в Дворянском полку, а затем в Московском училище живописи, и умер художник, оставив свою семью в большой нужде.

Учился З., как мы указывали выше, по классу живописи перспективной, и у него имеется целый ряд работ в этом направлении, как-то: "Вид террасы в Московском Кремле с семейством Владиславлева" (1847 г.), "Внутренний вид собора св. Марка в Венеции", "Внутренний вид Троицкого собора Сергиевской лавры", "Внутренность комнаты золотопромышленника Латкина с портретами его семейства" (1848 г.), "Внутренность Никольского Морского собора" (1843 г.), "Зала в училище Правоведения" (1843 г.), "Зала в доме кн. А. Н. Голицына", "Кабинет Императора Александра II в Царском Селе", "Лестница в Зимнем Дворце", "Тронный зал Зимнего Дворца". Особенностью всех этих картин является присутствие в них лиц, даже целых групп людей, причем художник обращал внимание на последние никак не меньше, чем на перспективу. Таким образом для нас ясно, что "перспективная живопись" не удовлетворяла художника, и он искал чего-то другого. Искания эти ясны и в желании З. стать профессором живописи исторической. Но появление портретов З. на выставке 1850 года было положительной неожиданностью. "До сих пор мы не слыхали о Зарянко, и вдруг он выставкою двух портретов, писали в 1850 году, сосредоточил на себе внимание всей столицы и заставил говорить о себе". Отзывы о портретах З. в настоящее время поражают своею похвалою. "Я говорю решительно и утвердительно, читаем мы далее, что г-н Зарянко гений, что лучших портретов не было со времени изобретения портретной живописи (с портретами Ван Дика включительно) и быть не может, потому что работы г-на Зарянки совершенство в полном значении этого слова". Далее, портреты З. характеризовались как "оживление натуры", утверждалось, что он "доказал представлением живой натуры, что натура выше всякого искусства", и что он "создал совершенно новый род портретной живописи, который можно назвать пластической действительностью. Портреты г-на Зарянки живут и дышат. Он сообщает удивительную живость глазам". Такое восторженное отношение к портретам З. сменилось к концу 60-х и началу 70-х годов прямо противоположным; доказывалось, что "перспективный живописец остался и в портретисте, и может быть именно этой своей стороне, этому перспективному изображению голов, этому микроскопическому вычерчиванию деталей, этому однообразному выражению лиц, этой мундирности и бестипичности их обязан был Зарянко в 50-х годах своею известностью".

Конечно, ни первые отзывы, ни последний не могут считаться правильными. З. написал около 100 портретов, и главный недостаток даже самых лучших из них заключается в том, что в этих портретах больше сходства внешнего с изображаемою им личностью, чем внутреннего. З. не мог уловлять психологии своей натуры, но этот недостаток объясняется, во-первых, тем временем, в которое жил художник, а во-вторых, и самими обстоятельствами жизни его, вечною необеспеченностью, вечною погонею за куском хлеба. При таких условиях человек не может предаваться тонкостям психологического анализа. Поэтому если мы и можем говорить о недостатках портретов З., то во всяком случае должны принять во внимание и причины появления этих недостатков. Но зато сила лепки, сходство, тщательная разработка мельчайших подробностей, превосходная передача освещения поражают в портретах З. и в настоящее время. Лучшими портретами З. могут считаться: портрет покойного наследника престола великого князя Николая Александровича и портрет графа Ф. П. Толстого. Еще при появлении первых портретов З. стали задавать вопрос, возможно ли подражание ему, и в то время давался ответ: нет, невозможно. До известной степени этот ответ справедлив, так как безусловно в мастерстве З. было слишком много индивидуального, присущего только этому художнику.

Кроме картин перспективной живописи и портретов, З. оставил после себя одну религиозную картину "Ангел молитвы" и ряд образов (образ Богородицы, иконостас для 2-го кадетского корпуса и голова Спасителя и Божией Матери для Царскосельского Софийского собора). Но эти произведения весьма посредственны.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое зарянко сергей константинович
Значение слова зарянко сергей константинович
Что означает зарянко сергей константинович
Толкование слова зарянко сергей константинович
Определение термина зарянко сергей константинович
zaryanko sergey konstantinovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):