Поиск в словарях
Искать во всех

Большая биографическая энциклопедия - жемчугова прасковья ивановна

Жемчугова прасковья ивановна

(сцен. псевд.; наст. фам. Ковалева; по мужу графиня Шереметева) [20(31).7.1768, д. Березино, ныне Ярослав. обл. — 23.2(7.3).1803, Петербург] — арт. оперы (лирико-драм. сопрано) и драмы. Род. в семье крепостного кузнеца, в семилетнем возрасте была взята в дом графа П. Шереметева и определена "к театру". Воспитание получила под рук. дочери старшего сына Шереметева княгини М. Долгорукой, в т. ч. знание иностр. языков, владение светскими манерами. Обучалась пению (у Е. Сандуновой; в 1790—96 совершенствовалась у А. Сапиенца-отца, Дж. Рутини, Бабарини и Олимпия), сцен. искусству (в 1790—96 у драм. актрисы М. Синявской), музыке (у придв. арфиста Ж. Б. Кардона; играла также на клавесине и гитаре). Обладала мощным, гибким голосом теплого тембра и широкого диапазона, большой музыкальностью, талантом трагической актрисы. Мастерски владела колоратурой. Исп. отличалось искренностью чувств, вдохновенностью. Работая над партиями (особенно в операх зарубеж. композиторов), стремилась преодолевать в их трактовке трафаретность и условность, исправляла текст, с помощью композитора и капельмейстера С. Дегтярева создавала свои муз. варианты арий, речитативов и пассажей. 22 июня 1779 в возрасте 11 лет впервые выступила в небольшой роли Губерт ("Испытание дружбы") на сцене подмоск. Кусковского т-ра Шереметевых. В 1780 дебютировала в партии Белины ("Колония, или Новое селение"; впервые под сцен. псевд. Жемчугова). На сцене выступала до 1797, исполнив ок. 50 разнохарактерных партий (среди них также мужские роли: паж Блондино — "Инфанта Заморы", Альцвед — "Колдун"). Тяготела к трагедийным, героич. образам: в 1781 создала сильный драм. образ Луизы ("Дезертир" П. Монсиньи), с большим успехом выступила в 1785 в партии Элианы ("Самнитские браки" А. Гретри) и на протяжении 12 лет исп. эту одну из наиболее ярких своих ролей. В партии Элианы выступала перед Екатериной II (в 1787), Павлом I и польским королем Станиславом Понятовским (в 1797). Успех сопутствовал ей также в операх рус. композиторов, в т. ч. М. Соколовского "Мельник — колдун, обманщик и сват" и В. Пашкевича "Несчастье от кареты".

1-я исп. партий: Анюты ("Гулянье, или Садовник Кусковской"), Зельмиры ("Взятие Измаила"), Анюты ("Тщетная ревность, или Перевозчик Кусковской"), Миловиды ("Разлука, или Отъезд псовой охоты из Кускова"); на рус. сцене — Элианы ("Браки самнитян"), Луизы ("Дезертир" П. Монсиньи), Алины ("Алина, королева Голкондская" П. Монсиньи), Инфанты ("Инфанта Заморы"), Герберт ("Испытание дружбы"). Др. партии: Роза ("Роза и Кола"), Нина ("Нина, или Безумная от любви" Дж. Паизиелло), Анюта ("Три откупщика"), Люсиль ("Люсиль"), Блондель ("Ричард Львиное Сердце").

Будучи фавориткой графа Шереметева, тяжело переносила свое унизительное положение, и в созданных ею сцен. образах отразилась личная трагедия. Получив в 1798 "вольную", в 1801 тайно обвенчалась с графом, а в 1803 через 20 дней после рождения сына — Д. Шереметева — умерла от туберкулеза. Образ крепостной актрисы запечатлен в произв. худож. литературы, в популярной нар. песне "Вечор поздно из лесочка...".

Имеются портреты арт. (прижизненные и написанные после ее смерти) рус. и зарубеж. художников: крепостного худож. Н. Аргунова (неск. портретов хранится в Гос. Историческом музее, Гос. музее керамики и Музее-усадьбе XVIII века в Кусково), А. Кауфмана, итал. худож. Водо, неизв. худож. XVIII в. (в роли Элианы).

В память о жене граф Шереметев построил в Москве "Странноприимный дом" (ныне больница им. Н. В. Склифосовского).

Лит.: Безсонов П. Прасковья Ивановна графиня Шереметева, ее народная песня и родное село Кусково. — М., 1872; Языков Д. Графиня Прасковья Ивановна Шереметева: Биографический очерк. — М., 1903; Параша Жемчугова, (Страничка прошлого) // Театр. газета. 1914. № 21. С. 10; Eлизарова Н. А. Театры Шереметевых. — М., 1944; Ее же. Крепостная актриса П. И. Ковалева-Жемчугова. — М., 1952; 2-е изд. — 1969; Костикова Н. Николай Аргунов // Искусство. 1951. № 3. С. 75; Снеговская Ц. О чем рассказывают мрамор и бронза // Театр. жизнь. 1959. № 22. С. 28; Pумянцев Б. Прасковья Жемчугова // Юность (Ярославль). 1961. 5 окт.; Маринчик П. Ф. Недопетая песня: Необычайная жизнь П. И. Жемчуговой. Л.; М., 1965; Озерский И. Судьба актрисы Жемчуговой // Сев. рабочий (Ярославль). 1965. 10 окт.; Селиванова Т. Образ крепостной актрисы // Художник. 1966. № 7. С. 46—48; Шолок Э. Гордость театра // Сов. Россия. 1968. 2 авг.; Кафанова Л. История одного портрета. (К 200-летию со дня рождения П. Жемчуговой) // Театр. жизнь. 1968. № 14. С. 28—29; Заречная С Параша Жемчугова // Работница. 1969. № 1. С. 25—26; Полей Т. Легенда о крепостной актрисе // Лит. Россия. 1978. 26 мая; Какуpина Д. Дивный дар // Веч. Москва. 1982. 5 февр.; Гембицкая Е. Возрожденная старина // Сов. культура. 1982. З дек.; Ее же. Повесть о крепостной актрисе // Муз жизнь. 1983. № 8.

Большая биографическая энциклопедия

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое жемчугова прасковья ивановна
Значение слова жемчугова прасковья ивановна
Что означает жемчугова прасковья ивановна
Толкование слова жемчугова прасковья ивановна
Определение термина жемчугова прасковья ивановна
zhemchugova praskovya ivanovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):