Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - абрамов яков васильевич

Абрамов яков васильевич

Абрамов, Яков Васильевич (псевдоним Федосеевец), публицист. Родился в 1858 году в Ставрополе-Кавказском, в мещанской семье. Учился в медико-хирургической академии, которую в 1878 году принужден был покинуть; привлеченный к "делу о распространении книг преступного содержания", он был выслан из Петербурга. Вернувшись в Петербург, А. поместил в 1881 году в "Слове" два рассказа: "Среди сектантов" и "Мещанский мыслитель".

В том же году А. вступает в число сотрудников "Отечественных Записок", в которых деятельно работает до их закрытия в 1884 году. Здесь помещены его рассказы ("Бабушка-генеральша", "Ищущий правды", "Как мелентьевцы искали воли"), статьи о сектантах ("Программа вопросов для собирания сведений о сектантах", "Духоборцы") и статьи по вопросам общественно-экономическим ("Из фабрично-заводского мира", "Город и мещане", "Некоторые особенности наших поземельных отношений", "Крестьянский кредит" и другие), а также множество критических отзывов в библиографическом отделе.

В 1884 году А. вел некоторое время "Внутреннее обозрение" в "Отечественных Записках". В 1882 году он принимал близкое участие в "Устоях" С.А. Венгерова , где помещал рассказы, "внутренние обозрения" и рецензии. В 1882 84 годах А. сотрудничал в "Деле". После закрытия "Отечественных Записок" А. поступил в статистическое бюро санкт-петербургской земской управы и работал над статистическим описанием Шлиссельбургского и Петербургского уездов (3 т.

, 1884 86). С 1885 года А. становится деятельным сотрудником "Северного Вестника", ведет постоянный отдел "Из провинциальной печати", помещает ряд статей и большую работу: "Нужды, желания и стремления сословий в эпоху Екатерининской комиссии" (1886). С середины 1880-х годов А. начинает деятельную работу в "Неделе" и становится одним из главных выразителей течения, которое по его имени часто называлось "абрамовщиной".

Проповедь А. и его единомышленников в "Неделе" представляла характерное для своего времени явление. 80-е годы эпоха самой мрачной реакции; общественные надежды, возбужденные 60-ми годами, были разбиты, общество потеряло веру в их осуществление; умы покоряла теория Толстого "непротивление злу". "Неделя" еще в середине 1870-х годов выступила с проповедью чрезвычайно одностороннего народничества, говоря, что интеллигенция должна воспринять "миросозерцание деревни", усвоить "правду мужика", который выше интеллигенции в нравственном отношении, что она не имеет права навязывать народу свои идеи, свои общественные формы.

Эти мысли особенно энергично проводил Юзов-Каблиц . Отойдя от радикального народничества "Отечественных Записок" и примкнув к "Неделе", А. начинает доказывать, что обществу нужно оставить всякое стремление к "большим делам", к пересозданию общественного строя; оно должно сосредоточить все свое внимание и энергию на "малых делах", на "тихой культурной работе" идти в учителя, земские врачи, бороться с кулачеством и т.

п. Это учение, совпадая с настроением общества, разочарованного, потерявшего веру в возможность совершения "больших дел", стало пользоваться успехом. Радикальные элементы повели горячую борьбу с "Неделей", особенно усердно воевал Н.В. Шелгунов на страницах "Русской Мысли". Кроме указанных уже изданий, А. сотрудничал в 80-х годах в "Наблюдателе", "Детском Чтении", "Русском Курьере", "Московском Телеграфе", "Тереке", "Тифлисском Вестнике" и "Новом Обозрении".

В 1887 году А. выпустил "Сельский Календарь", а в 1889 году "Что сделало земство, и что оно делает". С переменой общественного настроения в 90-е годы, когда общество снова сознало необходимость пересоздания общественного строя, А. теряет значение, писательская энергия его ослабевает, постепенно он уходит от публицистики, сосредоточивается на вопросах народного образования ("Частная женская воскресная школа в Харькове и воскресные школы вообще", СПб.

, 1897; "Наши воскресные школы. Их прошлое и настоящее", СПб., 1900), составляет популярные книги ("Новейшие успехи знания", СПб., 1890; "Популярная юридическая библиотека", 10 вып., 1896 98; "Два великих француза: Луи Пастер и Жан Масэ", СПб., 1897; "Певец тоски. Гюи де Мопассан", СПб., 1897; "Памяти Белинского", СПб., 1898; "Микроскопические друзья и враги человечества", СПб.

, 1898; ряд биографий В.Н. Каразина , Колумба, Стэнли, Франклина, Фарадея, Песталоцци, Стефенсона и Фультона в "Биографической Библиотеке" Павленкова ). В последние годы жизни А. сотрудничал в "Русской Школе" и других изданиях. Умер в 1906 году совершенно забытым. см. автобиографию А. в "Критико-биографическом Словаре" С.А. Венгерова (т. I, 1889); Шелгунов, "Очерки русской жизни" (СПб.

, 1895). А. Фомин. .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое абрамов яков васильевич
Значение слова абрамов яков васильевич
Что означает абрамов яков васильевич
Толкование слова абрамов яков васильевич
Определение термина абрамов яков васильевич
abramov yakov vasilevich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):