Биографический словарь - абрамович николай яковлевич
Абрамович николай яковлевич
I (1909), "Жизнь и творчество" (СПб., 1909), "В осенних садах" (СПб., 1909), "Религия красоты и страдания. О. Уайльд и Достоевский" (СПб., 1909), "Человек будущего" (СПб., 1909), "Сказка о Голом Короле" (СПб., 1910). Как критик, А. примыкает к той полосе модернизма, для которой общественность не имеет значения. Его занимают навеянные ницшеанством вопросы о соотношении начал "Аполлинического" и "Дионисовского", о соотношении жизни и смерти, о стихийности в поэзии, о страхе перед жизнью и т.
п. Искусство для него аморально и аполитично. В поэзии он ценит только стихийность, смотрит на нее исключительно как на "голос живой природы", а на поэта как на "непроизвольное эхо не узко-человеческой, но общей, беспредельно-космической жизни". У А. много красиво написанных страниц, но расплывчатость и желание писать не столько верно, сколько красиво, мешают верности и точности характеристики.
Лучше всего удаются А. этюды об иностранных писателях Уайльде, Гамсуне, Карлейле, Эмерсоне. В статьях о русских современных писателях слишком сильно выступают отклики вражды и полемических схваток журнальных кружков и котерий. С особенной строгостью А. относится к Леониду Андрееву , славу которого считает необычайно раздутою; он для него "голый король" из известной сказки Андерсена.
С. В. .