Биографический словарь - арсений (имя духовных писателей и проповедников)
Арсений (имя духовных писателей и проповедников)
Арсений, имя духовных писателей и проповедников: 1) А. (в миру Александр Дмитриевич Брянцев, родился в 1839 году), духовный писатель, магистр киевской духовной академии. Был ректором СПб. духовной академии, епископом рижским и митавским, архиепископом казанским и свияжским; с 1903 года архиепископ харьковский. Главные труды А.: "Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви" (СПб.
, магистерская диссертация); "Слова и речи, говоренные рижской пастве" (Рига, 1894); "Беседа с отцами благочинными харьковской епархии" (Харьков, 1903). 2) А., в миру Василий Иванович Верещагин (1736 1799), духовный писатель, сын священника. Образование получил в московской академии. Был епископом архангелогородским, тверским, потом архиепископом ростовским и ярославским.
Из проповедей А. отдельно были изданы две: на тезоименитство императрицы (М., 1773) и на выбор судей (М., 1781). В недавнее время появились в печати четыре "слова" А. в "Ярославских Епархиальных Ведомостях". Некоторые из проповедей А. сохраняются в рукописях (см. А.А. Титов , "Рукописи славянские и русские, принадлежащие Вахрамееву", вып. III, 1892, стр.
118). В возникшем в 1786 году в Ярославле первом провинциальном ежемесячном журнале "Уединенный Пошехонец" А. принимал участие, помещая в нем свои речи и слова. Интересный дневник его напечатан в "Ярославских Епархиальных Ведомостях" за 1894 и 1895 годы. Рукописный "Эпистолярий" содержит сборник писем А. к разным высокопоставленным лицам.
Часть их напечатана архиепископом тверским Саввой в "Сборнике писем духовных лиц XVIII века к преосвященному А. Верещагину" (Тверь, 1893). Письма к А. новгородского митрополита Гавриила и арх. Платона Левшина напечатаны в "Русском Архиве" (1864 год, стр. 1163 1182). см. В. Колосов , "История тверской духовной семинарии" (Тверь, 1889); Н. Криницкий , "Тверские архипастыри-ревнители духовного просвещения в XVIII веке" (Тверь, 1887); А.
Титов, "Летопись о ростовских архиереях" (М., 1890); его же, "Столетие ярославской архиерейской кафедры и первый архиепископ ярославский А." (М., 1887); его же, "Последний ростовский архиепископ А. Верещагин" ("Исторический Вестник", 1886, февраль); прот. В. Жмакин , "Архиепископ А. Верещагин" ("Церковные Ведомости", 1900, № 4). 3) А. (в миру Антоний Ильич Иващенко), духовный писатель (родился в 1831 году, умер 18 февраля 1903 года). Окончил курс в киевской духовной академии. В 1875 году занял место настоятеля Московского Заиконоспасского монастыря, превосходно использованное им для изучения греческих рукописей московской Синодальной библиотеки.В 1893 году был возведен в сан епископа и назначен викарием сначала тульской, потом новгородской епархий. По своему уму, образованию, трудоспособности и высоким нравственным достоинствам А. представлял выдающееся явление среди нашей иерархии. И, однако, его служебная карьера оказалась более чем скромной. Вместо митрополичьей кафедры, на которую никто из его современников не имел более прав, ему предоставили захолустное викариатство.
С А. случилось то же, что было с его еще более знаменитым собратом, епископом Порфирием Успенским . Он имел смелость говорить правду без всяких прикрас в пору общего молчания. Его отзывы о крупных чинах духовного ведомства были метки, остроумны и беспощадны. Такой свободы языка ему не прощали. Это, впрочем, мало огорчало А. Он весь отдался кабинетной работе.
Хорошо зная языки греческий, латинский, немецкий, французский, итальянский, испанский, румынский, славянские, он сделал по истории церкви столько, что его трудов достаточно было бы для ученой репутации двадцати епископам. Его переводы греческих духовных произведений и памятников многочисленны. При отсутствии приспособленных словарей и научной обработки средневекового византийского языка такая работа представляет очень большие трудности.
В принадлежащих А. изданиях памятников средневековой византийской литературы много недостатков. А. не знал греческого языка научно, хотя превосходно читал и переводил с него. Тем не менее, в нашей духовной литературе они представляют явление выдающееся. Среди самостоятельных исследований А. первое место занимает "Летопись церковных событий", в 1900 году, вышедшая 3-м изданием: серьезное справочное пособие.
Из массы статей и брошюр здесь отмечаются только наиболее важные (Полный перечень до 1889 года см. в "Словаре" С.А. Венгерова , т. I). "Судьба православной греко-италийской церкви" (Русская Беседа, 1859); "Состояние православной церкви в Далмации" ("Духовный Вестник", 1863); "Очерки истории греческой церковной общины в Венеции" (там же, 1864); "Состояние православной церкви у русских в Венгрии в XIV XVII веках" (там же, 1865); "Об отношениях церквей латинской и греческой в период крестовых походов" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1867); "Евстафий, митрополит Солунский XII века" ("Духовный Вестник", 1868); "Русские в Венгрии" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1868); "Судьбы христианства в южной Аравии" ("Православное Обозрение", 1868); "Максим, патриарх Константинопольский" (там же); "Архиепископы и патриархи сербские с начала XIII до второй половины XVIII века" (там же, 1868); "Церковный и политический быт сербов и валахов в австрийских землях с IX века до настоящего времени" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1870); "Христианство в северной Аравии" ("Православное Обозрение", 1870); "Очерки истории православно-греческой церкви на острове Сицилии" ("Православное Обозрение", 1871); "Митрополия острова Родоса в эпоху владычества ордена св.
Иоанна Иерусалимского" ("Православное Обозрение", 1872); "Очерк жизни Феолепта, митрополита филадельфийского" ("Странник", 1872); "Епископ Симеон Концаревич" ("Странник", 1872); "Готская епархия в Крыму" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1873); "Очерк жизни и деятельности Каллиста, патриарха Константинопольского" ("Православное Обозрение", 1873); "Состояние церкви в Африке в эпоху владычества вандалов" ("Христианское Чтение", 1873); "История североафриканской церкви с 534 года до конца ее существования" ("Христианское Чтение", 1873); "Записки о мученичестве св.
Арефы" ("Странник", 1873); "Греческая церковь на острове Крите в период венецианского владычества" ("Православное Обозрение", 1876); "О жизни и сочинениях Иосифа Вриенния, патриарха Константинопольского" ("Православное Обозрение", 1879); "Несколько страниц из истории христианства в Персии" ("Христианское Чтение", 1881); "Николай Мефонский" ("Христианское Чтение", 1882 1883); "Макарий Магнезийский" ("Христианское Чтение", 1883); "Описание одного греческого сборника Синайского монастыря" ("Христианское Чтение", 1884); "Феофан Керамевс" ("Христианское Чтение", 1884).
см. биографический очерк в "Новгородских Епархиальных Ведомостях" (1903); А. Родосский , "Памяти преосвященного Арсения" ("Христианское Чтение", 1903). Оценка ученой деятельности А. в статье профессора А. Спасского в "Византийском Временнике" (1903). 4) А., в миру Александр Иванович Минин (1823 1879), духовный писатель. Служил конторщиком и бухгалтером.
Приняв монашество в русском на Афоне Пантелеймоновском монастыре, А., по поручению афонских старцев, приискал для иноческой обители место в Абхазии, близ Сухуми. Здесь были построены церковь и келии для монахов, основано училище для мальчиков-туземцев. При начале турецкой войны все это было разорено турками, но вскоре затем восстановлено.Главные труды А.: "Маргарит" (3-е изд., М., 1882); "Путеводитель по святому граду Иерусалиму и окрестностям его" (5-е изд., М., 1885); "Страсти Христовы" (М., 1879); "Животворящий крест Христов" (4-е изд., М., 1886); "Путь ко спасению" (Заповеди Господни, 6-е изд., М., 1880); "Вразумление заблудшим" (5-е изд., М., 1881); "Единое на потребу" (СПб., 1873); "О загробной жизни" (8-е изд.
, М., 1887); "Указание пути в царствие небесное" (3-е изд., М., 1881); "Душеполезные размышления" (10 выпусков, М., 1878 89). Напечатаны также "Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха А. к разным лицам, с добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности" (М., 1883, 1890 и 1897); "Краткие мысли и заметки в Бозе почившего афонского старца иеромонаха А.
" (М., 1894). см. свящ. И. Воинов, "Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря иеромонах А." (4-е изд., М., 1899); "Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь" (М., 1899). 5) А. (в миру Алексей Могилянский, 1704 70), придворный проповедник императрицы Елизаветы Петровны . Образование получил в киевской духовной академии; был епископом переяславским, потом митрополитом киевским.
Некоторые его проповеди были напечатаны в 1742 44 годах в Москве, а в Киеве служба и акафист св. Димитрию Ростовскому. 6) А. (в миру Феодор Павлович Москвин; 1797 1876), духовный писатель, сын диакона костромской епархии, магистр Петербургской духовной академии, в которой преподавал Священное Писание Ветхого Завета и нравственное богословие.
Был епископом тамбовским и шацким, архиепископом подольским, волынским, с 1860 года митрополитом киевским и галицким. В Тамбове А. ратовал против сектантов: представил в 1839 году высшему начальству "Записку о молоканской и других сектах в тамбовской епархии" (напечатана в "Трудах Киевской Духовной Академии", 1875), написал в руководство духовенству особое "Наставление священнику относительно отпадших от церкви в секту молоканскую" (2-е изд.
, 1845). Другие его труды: "Толкование на первые двадцать шесть псалмов" (Киев, 1873), "Собрание слов, бесед и речей" (СПб., 1873 1874), "Изъяснение божественной литургии" (2-е изд., Киев, 1879). см. "Пятидесятилетний юбилей высокопреосвященного А., митрополита киевского и галицийского" (Киев, 1873); В. Певницкий , "Воспоминания о покойном митрополите киевском А.
" (Киев, 1877). Письма А. к херсонскому архиепископу Иннокентию напечатаны в "Трудах Киевской Духовной Академии" за 1884 год, № 8; к архиепископу кишиневскому Антонию Шокотову в том же журнале за 1891 год, № 1; к протоиерею Лебединцеву в "Киевской Старине" за 1900 год, октябрь. В "Русском Архиве" 1892 года (февраль) напечатаны весьма любопытные письма А.
к архиепископу костромскому Платону . 7) А. (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий; родился в 1862 году), сын священника, воспитанник киевской духовной академии; в 1899 году возведен в сан епископа волоколамского, третьего викария московской митрополии; в 1903 году назначен епископом псковским и порховским; с 1910 года архиепископ новгородский.
В 1906 году А. был назначен председателем учебного комитета при Святейшем Синоде; в 1907 году избран членом государственного совета. В 1906 году был членом предсоборного присутствия и состоял в нем председателем V отдела о реформе церковно-учебных заведений. С 1887 по 1895 год состоял редактором "Кишиневских Епархиальных Ведомостей", где напечатал много статей.
Главные труды А.: "Гавриил Банулеско-Бодони, экзарх молдовлахийский и митрополит кишиневский" (Кишинев, 1894, магистерская диссертация); "Исследования и монографии по истории молдавской церкви" (СПб., 1904, докторская диссертация); "Дневник студента-паломника на Афон" (Киев, 1886); "Положение православного духовенства в Румынии" (Кишинев, 1889); "Румыны, получившие образование в русских духовно-учебных заведениях" (Кишинев, 1891), "Журнал секунд-майора фон-Роана о войне при завоевании Молдавии и Валахии в 1787 1790 годах, с историческими и топографическими примечаниями" (Кишинев, 1892); "Архимандрит Андроник, игумен Новонямецкого монастыря в Бессарабии" (Кишинев, 1895); "Из современной церковной жизни в Румынии" (Сергиев Посад, 1901). см. "Очерк жизни и деятельности преосвященного Арсения, епископа псковского и порховского" (Псков, 1904). .