Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - башкирцева мария константиновна

Башкирцева мария константиновна

Башкирцева (Мария Константиновна) художница. Родилась 11 ноября 1860 года близ Полтавы в богатой дворянской семье. Первые годы Б. провела в Харьковской губернии, в имении своей матери. В мае 1870 года Башкирцевы отправились за границу и, посетив Австрию, Германию и Швейцарию, поселились в Ницце. Здесь протекла ранняя юность будущей художницы, с детства проявлявшей многостороннюю даровитость и живую любознательность.

Тринадцати лет Б. сама составляла программу своих учебных занятий, в которую вошли математика, физика и химия и оба древние языка; языками немецким, английским и итальянским она владела уже с детства, а французский язык был для нее родным языком, на нем она думала и писала свой дневник. В то же самое время Б. страстно предается занятию музыкой.

Однако образование Б., несмотря на многосторонность, отличалось крайней бессистемностью и отрывочностью: ведавшие воспитание Б. не стеснялись отрывать девушку от занятий ради светских удовольствий и путешествий. Что касается живописи, то она занимала самое последнее место в воспитании Б., но любовь к этому искусству и необыкновенно тонкий художественный вкус развился в ней еще в ранние годы.

В 1877 году Б. переезжает в Париж и поступает в частную академию Рудольфа Юлиана, где всецело предается живописи под руководством профессора Робер-Флери. После одиннадцати месяцев работы она получает на общем конкурсе мастерской первую золотую медаль, единогласно присужденную ей художниками Робер-Флери, Бугро, Лефевр и другими.

В 1880 году Б. выставляет в Салоне свою первую картину: "Молодая женщина, читающая Question du divorce Александра Дюма". В Салоне 1881 года Б. выставляет за подписью Andrey картину "Мастерская Юлиана", отмеченную парижской печатью, как произведение, полное жизни, с твердым рисунком и теплым колоритом. В 1883 году Б. выставляет уже под своим собственным именем пастельный портрет и большую картину: "Jean et Jacques", изображающую двух маленьких школьников из бедного класса парижского населения.

Эта картина обратила на себя всеобщее внимание и вызвала восторженные отзывы печати: сильный, смелый, реальный талант художницы достигает уже в этой картине значительного развития. Затем Б. выставляет оригинальный этюд: "Три смеха" и большую картину, изображающую собравшихся в кружок школьников под названием "Meeting". Картина по замечательной силе исполнения, по необыкновенной типичности лиц и фигур, по тонкости и правдивости деталей заняла первенствующее место в Салоне 1884 года и доставила русской художнице самую лестную известность в мире французских художников.

Работая над картиной "Скамья на загородном парижском бульваре", Б. простудилась, и чахотка, медленно развивавшаяся у нее в течение нескольких лет, обострилась и унесла ее в могилу. Б. умерла 31 октября 1884 года, около 24 лет от роду. После ее смерти "Французское общество женщин-художниц" устроило выставку всех произведений Б., где публика могла убедиться в необыкновенном разнообразии и продуктивности ее таланта; Б.

оставила около 150 картин, эскизов и рисунков и, кроме того, несколько скульптурных этюдов, обнаруживающих в ней большой талант и в этом направлении. После этой выставки французская печать единодушно заговорила о Б., как о первоклассном таланте, как о художнице, обещавшей ряд гениальных произведений. Действительно, многие этюды Б.

указывают на необычайную человечность и глубину ее энергичного, мужественного таланта. Начатая картина: "Святые жены после погребения Христа" как нельзя более подтверждает это мнение оригинальностью замысла, идущего вразрез с обычным академическим шаблоном. Лучшие картины Б. куплены французским правительством для национальных музеев.

"Meeting" и пастельный "Портрет натурщицы" находятся в Люксембургском музее. В январе 1887 года состоялась выставка картин Б. в Амстердаме по инициативе и на средства общества амстердамских художников. Голландская художественная критика вполне подтвердила отзывы французской печати. В том же году вышел в печати у Charpentier: "Дневник Башкирцевой" (Journal de Marie Bashkirtseff).

Это двухтомное издание представляет сокращение огромного рукописного материала, оставленного художницей. Сокращение это, сделанное известным романистом Андре Терье, не может быть названо особенно удачным. Но и в этом виде "Дневник" представляет замечательное произведение, изображающее с полной искренностью и чисто художественной наблюдательностью всю историю жизни Б.

и ее борьбы с соблазнами света и тщеславия. "Дневник" возбудил живой интерес публики и печати и в короткое время выдержал несколько изданий. За последние годы "Дневник" был переведен на языки немецкий и английский и вызвал новый ряд восторженных отзывов в европейской и американской печати. Зимой 1890 года в "Nineteenth century" появилась, посвященная "Дневнику", статья Гладстона, в которой знаменитый государственный деятель называет "Дневник" русской художницы одной из самых замечательных книг нашего столетия.

На русском языке вышли очень небольшой книжкой только отдельные страницы "Дневника". .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое башкирцева мария константиновна
Значение слова башкирцева мария константиновна
Что означает башкирцева мария константиновна
Толкование слова башкирцева мария константиновна
Определение термина башкирцева мария константиновна
bashkirceva mariya konstantinovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):