Поиск в словарях
Искать во всех

Биографический словарь - миллер всеволод федорович

Миллер всеволод федорович

Миллер Всеволод Федорович один из лучших исследователей русской былевой поэзии (1846 1913), главный представитель Московской этнографической школы, сын поэта Ф.Б. Миллера (см.); учился в пансионе Эннеса, затем на историко-филологическом факультете Московского университета, еще раньше самостоятельно приступив к изучению санскрита.

В университете специально занимался итальянским языком и историей итальянской живописи и классического искусства. Был оставлен при университете по кафедре сравнительной грамматики. В 1871 г., для практического изучения литовского языка, он вместе с Ф.Ф. Фортунатовым ездил в Сувалкскую губернию, где записал более 100 песен и до 20 сказок (изд.

в 1873 г. при "Известиях Московского Университета"). Во время командировки за границу напечатал по-чешски: "Arijsky Mitra" (в "Casopis Mus.") и две статьи в "Zeitschr." Kuhn'a. Защитив магистерскую диссертацию "Асвины-Диоскуры" (Москва, 1876), читал санскрит и древнюю историю Востока; преподавал на высших женских курсах профессора Герье историю русского языка и древнерусскую литературу.

В 1877 г. издал книгу: "Взгляд на Слово о полку Игореве". В 1877 и 1880 годы Миллер издавал вместе с М.М. Ковалевским "Критическое Обозрение". После поездки на Кавказ, в 1879 г., Миллер занялся сравнительно-грамматическим изучением иранских языков Кавказа и кавказской этнографией. Овладев осетинским языком, он отправился в 1880 г. в горы Осетии и записывал там осетинские сказания и предания.

Результатом путешествия была 1-я часть "Осетинских этюдов" (Москва, 1881), содержащая тексты с русским переводом, и примечаниями. В 1882 г. издал II ч. "Осетинских этюдов", содержащую грамматические исследования и главу о религиозных верованиях осетин. Обе части составили диссертацию на степень доктора. В 1883 г. совершил еще поездку на Кавказ (описание путешествия в "Вестнике Европы", 1884, № 4).

Состоял председателем этнографического отдела общества любителей естествознания, затем, одно время президентом всего общества; был хранителем Дашковского этнографического музея. Издал 3 выпуска "Сборника материалов по этнографии" (1885, 1887 и 1888 годы) и 4 выпуска "Систематического описания коллекций Дашковского этнографического музея" (1887 1895).

В 1886 г. Миллер производил раскопки в Крыму и ездил для археологических исследований в Чечню, Осетию и горские общества Кабарды; результатом поездки явился 1-й выпуск "Материалов по археологии Кавказа". В эту же поездку Миллер записывал тексты на татском наречии горских евреев; тексты составляют 1-ю часть "Еврейско-горских этюдов", изд.

Академией Наук под заглавием: "Материалы для изучения еврейско-татского языка" (1892). В 1887 г. вышла III ч. "Осетинских этюдов", содержащая исследование по истории осетин и лингвистические заметки и материалы. В 1892 г. Миллер перешел на кафедру русского языка и литературы, оставив за собой и преподавание санскрита. С тех пор его многочисленные самостоятельные работы вращаются, главным образом, в области русского былевого эпоса.

Главнейшие труды, кроме вышеназванных: "О сравнительном методе автора Происхождения русских былин" (в "Беседах Общества Любителей Российской Словесности", III, Москва, 1871), "Название Днепровских порогов у Константина Багрянородного" ("Древности Московского Археологического Общества", 1887, т. V), "О лютом звере народных песен" (там же, т.

VII), "Восточные и западные родичи одной русской сказки" ("Труды Этнографического Отдела Общества Любителей Естествознания и пр.", кн. IV, 1877), "Le role du chien dans kes croyances mytholigiques" ("Atti del VI congresso degli orientalisti", Флоренский, II), "Заметки по поводу сборника Верковича" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1877, № 10), "О болгарских народных песнях Верковича" ("Вестник Европы", 1877), "По поводу Траяна и Баяна Слова о полку Игореве" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1878, № 12), "Отголоски финского эпоса в русском языке" (там же, ч.

CCVI), "По поводу одного литовского предания" ("Древности", т. VIII, 1880), "Черты старины в сказаниях и быте осетин" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1882, № 8), "Кавказские предания о великанах, прикованных в горам" (там же, 1883, № 1), рецензии I XX вып. "Материалов для исследования местностей и племен Кавказа" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1883 1895 и отд.

), "Русская масленица и западноевропейский карнавал" (Москва, 1884), "К вопросу о славянской азбуке" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1884, № 3), "Замечания по вопросу о народности гуннов" ("Труды Этнографического Отделения", кн. VI, 1885), "Кавказские легенды" (там же), "Эпиграфические следы иранства на юге России" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, № 9), "Археологические разведки в Алуште и ее окрестностях" ("Древности", т.

XII, 1889), "Иранские отголоски в народных сказаниях Кавказа" ("Этнографическое Обозрение", 1889), "Кавказские сказания о циклопах" ("Этнографическое Обозрение", 1890), "Материалы для истории былинных сюжетов" (I XVI "Этнографическое Обозрение", 1890 1896), "О сарматском боге Уатафарне" ("Труды Восточного Комитета Московского Археологического Общества", т.

I, 1890), "Экскурсы в область русского народного эпоса" (I VIII, Москва, 1892); статьи по былинам в "Журнале Министерства Народного Просвещения", "Русской Мысли" и "Почине" (статьи эти вместе с некоторыми другими, вошли в книгу Миллера: "Очерки русской народной поэзии", 2 части): "Funf ossetische Erzahlungen im Digorischem Dialecte", hsgb. von Ws. Miller u. R. v. Stackelberg (Санкт-Петербург, 1891, изд.

Академии Наук). Путь, которым шел Миллер, переходя постепенно от лингвистики через этнографию к изучению памятников народной поэзии, нельзя не признать чрезвычайно рациональным. Его стремление обосновать выводы на точном критико-филологическом изучении текстов былин, определить степень участия певцов специалистов и проследить этнографо-географическое распространение нашего национального эпоса привели к положительным историко-литературным результатам в изучении того материала, где до сих пор специалисты вращались в области смелых предположений и интересных, но дающих мало положительных выводов параллелей.

Его труды по изучению Кавказа внесли много света в эту мало разработанную область. Во всех, даже наиболее специальных работах Миллера изложение отличается общедоступностью и изяществом. Как главный деятель этнографического отдела при обществе любителей естествознания, Миллер сумел собрать в нем много хорошо подготовленных и энергичных молодых людей, преимущественно из своих учеников, которые зимой усердно работали по своим кабинетам, а летом отправлялись обыкновенно (на собственные средства) в экспедиции, всегда приносящие новый ценный материал.

А. Кирпичников (умер). .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое миллер всеволод федорович
Значение слова миллер всеволод федорович
Что означает миллер всеволод федорович
Толкование слова миллер всеволод федорович
Определение термина миллер всеволод федорович
miller vsevolod fedorovich это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):