Биографический словарь - новгородцев павел иванович
Новгородцев павел иванович
, 1901). Преподает философию на Московских высших женских курсах. В 1906 г. избран от Екатеринославской губернии членом I Государственной думы; много работал в конституционно-демократической фракции. Подписал выборгское воззвание и отбыл тюремное заключение. Оставив, в силу избрания в Государственную думу, профессуру в Московском университете, Новгородцев продолжал чтение лекций на правах приват-доцента до 1911 г.
, когда сложил с себя это звание в знак протеста против распоряжений министра Л.А. Кассо (см. Мануилов ). Избранный в 1906 г. директором Московского коммерческого института, Новгородцев организовал его на широких общеобразовательных началах и сделал одной из популярных высших школ России. Всего более Новгородцев занимался проблемой естественного права, как морально-критической инстанции над положительными законодательствами.
Обоснованием возродившейся естественно-правовой доктрины служат для Новгородцева новейшие выводы из нравственной философии Канта. Главный интерес при исследовании этой идеи, по Новгородцеву, должен быть перенесен с проблемы об условиях правообразования, поглощавшей почти все внимание Савиньи, Пухты и их преемников, на вопрос о самостоятельном значении нравственной оценки явлений.
Кант дает незаменимую опору этому стремлению современного идеализа, утверждающего самостоятельное значение нравственного начала и рассматривающего его независимо от исторических и социологических предпосылок. Разграничение теоретического и практического разума, проведенное Кантом, позволяет установить строгий параллелизм нравственных и теоретических суждений.
Сознание причинной необходимости известных действий и событий не устраняет нравственного суда над ними. Благодаря этому разграничению, Кант выяснил нормативный характер естественного права и поставил его идею вне зависимости от тех или других взглядов на происхождение права. В критической философии нет ни огульного отрицания положительных норм, ни мысли о возможности мгновенной их замены идеальными законами.
Главными недостатками Кантовской философии права Новгородцев считает неясность связи нравственного закона с миром действительности и априоризм, затрудняющий понимание общественной стороны морали. Для построения цельной этической системы необходимо сосуществование нормативной точки зрения Канта с социально-философской, выдвинутой Гегелем.
В 1903 г. Московским психологическим обществом издан был под редакцией Новгородцева сборник статей: "Проблемы идеализа", посвященный защите прогрессивных морально-политических начал на почве критической философии. В противовес обычным догматическим предпосылкам позитивизма, участники сборника выдвинули вопрос о необходимости тщательной проверки научных средств и категорий и строжайшей осторожности в пользовании выводами "социологии".
Центральное значение в сборнике принадлежит статье Новгородцева: "Нравственный идеализм в философии права". Отличительной чертой научных работ Новгородцева является независимость точки зрения, остроумный полемический анализ и блестящая литературная форма. Из многочисленных статей Новгородцева особенного внимания заслуживают: "Право и нравственность" (сборник Гамбарова ), "Политическая доктрина пессимизма" ("Образование", 1897, № 1 2); в журнале "Вопросы психологии и философии" "Идея права в философии Вл.
Соловьева" (№ 56), "Мораль и познание", "К вопросу о современных философских исканиях", "Государство и Право" (№ 74 и 75); в журнале "Научное Слово" "Б.Н. Чичерин" (1904, № 3) и "Два правовых идеала" (1904, № 19). Из лекций Новгородцева по истории философии права появились отдельно в печати: "Сократ и Платон", "Учения XVI XVIII вв.", "Немецкие учения XIX в." и "Политические идеалы древнего и нового мира".
В 1909 г. вышел в свет большой труд Новгородцева: "Кризис современного правосознания". Исходя из убеждения, что современные сомнения в моральной и общественно-воспитательной ценности права имеют глубокие корни в новейшей эволюции правовых идей, Новгородцев подверг критическому пересмотру все основные политико-юридические понятия наших дней.
Если господствующие школы юриспруденции продолжают еще повторять старые начала, то современное нравственное сознание в своих требованиях к праву значительно ушло вперед; государство, для выросшей собирательной совести не последний идеал этической жизни, а средство, входящее как частный элемент в общий состав нравственных сил.
Вся политическая эволюция XIX в., в глазах Новгородцева, совершалась в двояком направлении: с одной стороны, постепенно падала вера в возможность совершенной и безошибочно действующей государственной организации, с другой стороны, сфера функций государства бесконечно расширялась. От государства требуют несравненно более, в него верят гораздо менее.
Валентин Сперанский. .