Биографический словарь - новодворский андрей осипович (псевдоним осипович)
Новодворский андрей осипович (псевдоним осипович)
Новодворскому приходилось на "кондициях" жить в крайне негигиенических и унизительных условиях; это озлобило его душу и надорвало здоровье. В 1870-х годах Новодворский некоторое время слушал лекции на математическом факультете Киевского университета, затем переехал в Санкт-Петербург и в 1877 г. дебютировал в "Отечественных Записках" повестью: "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны", за которой последовали несколько повестей "Карьера", "Тетушка", "Сувенир", "Роман", "Мечтатели", "История", "Накануне" (в "Отечественных Записках", "Слове" и "Новом Обозрении").
В 1881 г. у него открылась скоротечная чахотка. На средства литературного фонда его отправили в Ниццу, где он, в апреле 1882 г., умер в больнице, в нищете и полном одиночестве. Неудачник в жизни, Новодворский является неудачником и в литературной карьере своей. Только через 15 лет после его смерти, в 1897 г., повести его, разбросанные по старым журналам, да еще таким, которые запрещены к выдаче из библиотек, были изданы отдельно (Санкт-Петербург, 1897).
Не удивительно, что они были совершенно забыты. А было время, когда "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны" возбудил чрезвычайные ожидания, и когда Щедрин ставил Новодворского выше Гаршина . Неблагоприятные условия, в которые поставила Новодворского судьба, отозвались на его произведениях.Желание отразить то настроение, которым было охвачено поколение конца 70-х годов и которое, по внешним причинам, не могло получить ясного литературного выражения, привело к тому, что все произведения Новодворского представляют собой ряд аллегорий и намеков. Бесспорный дар рассказа и тонкий юмор оказались бессильными в этой борьбе с невозможностью воплотить в определенных образах симпатичные автору типы и настроения.
Стремления и лица, ему несимпатичные, Новодворский рисует утрированно и резко. В общем получаются малохудожественная непропорциональность и впечатление шаржа. Лучшее произведение Новодворского "Эпизод из жизни ни павы, ни вороны": это очень оригинальная, местами блестящая смесь беллетристики и публицистики, где действующими лицами являются литературные типы Печорин, Рудин, лермонтовский Демон, Базаров, Елена из "Накануне". Появляется на сцену и Тургенев, ведущий разговор с Соломиным из "Нови". Ср. И.И. Ясинский , в "Отечественных Записках" (1882, № 3); Скабичевский "Сочинения" и "История новой русской литературы"; Андреевич-Соловьев "Очерки", Владиславлев "Русские Писатели". С. В. .