Биографический словарь - сильвестр (священник московского благовещенского собора)
Сильвестр (священник московского благовещенского собора)
Сильвестр священник московского Благовещенского собора, политический и литературный деятель XVI века. Происхождение его нам неизвестно; первое упоминание о нём в Царственной книге относится к 1541 году, когда он будто бы ходатайствовал об освобождении князя Владимира Андреевича ; но это известие не подтверждается показаниями других источников, и появление Сильвестра в Москве с большим основанием можно отнести к промежутку времени между 1543 и 1547 гг.
: он или был вызван из Новгорода Митрополитом Макарием , знавшим его как человека книжного и благочестивого, или же прибыл в Москву вместе с митрополитом. При такой постановке вопроса совсем исчезает ореол таинственности, которым окружил появление Сильвестра в Москве князь Курбский : увлечённый библейским образом пророка Нафана, обличающего царя Давида, он рисует эффектную картину исправления молодого царя под влиянием Сильвестра.
Еще более усилил краски своим риторизмом Карамзин , изобразив Сильвестра являющимся пред Иоанном в момент московского пожара 1547 года "с поднятым, угрожающим перстом" и с пламенной обличительной речью. В этой речи Сильвестр, по словам Курбского, указывал Иоанну на какие то "чудеса и якобы явления от Бога", причем Курбский замечает об этих чудесах: "не вем, аще истинные ибо так ужасновения пущающе буйства его ради и для детских неистовых его нравов умыслил был себе сие".
К подобному "благокознению" Сильвестр прибёг, по объяснению Курбского, с той же целью, с какой отцы иногда стараются подействовать на своих детей "мечтательными страхами". Каковы были чудеса, о которых рассказывал Сильвестр, мы не знаем, но что это педагогическое средство им было действительно применено, нам подтверждает и сам Иоанн, упоминая в письме к Курбскому о "детских страшилах".
Д.П. Голохвастов и архиепископ Леонид полагают, что указанными "страшилами" могли быть те примеры из библейской, византийской и русской истории, которые приведены в послании Сильвестра к Иоанну, находящемся в так называемом Сильвестровском сборнике. Как бы то ни было, влияние Сильвестра на молодого царя началось с 1547 года.Духовником царя Сильвестр не был, так как за время его близости к царю эту должность занимали другие лица; официального участия в церковных и государственных реформах лучшей поры деятельности Иоанна Сильвестр не принимал; воздействие его было неофициальное, через других выдающихся по своему положению людей. Благодаря его связям, оно могло быть сильным: недаром же и для Иоанна, и для Курбского Сильвестр, наряду с Адашевым , являлся передовым вождём "избранной рады".
В 1553 году начинается "остуда" царя к Сильвестру, из-за дела о престолонаследии, возникшего во время болезни Иоанна; в 1560 году Сильвестр окончательно удаляется от двора, так как царь уже вполне утвердился в подозрении, что бояре "подобно Ироду, грудного младенца хотели погубить, смертью света сего лишить, и воцарить вместо его чужого".
Мотивом к такому окончательному повороту была смерть царицы Анастасии , происшедшая, по мнению царя, также по вине бояр. Когда друзей Сильвестра постигла опала, он сам удалился в Кирилло-Белозёрский монастырь, где и постригся с именем Спиридона. Курбский утверждает в своей "Истории", что Сильвестр был сослан в заточение в Соловецкий монастырь, но это известие не подтверждается другими источниками.
Год смерти Сильвестра неизвестен: Голохвастов принимает дату 1566 год, но прочных оснований для неё не указывает. Умер Сильвестр в Кирилловом монастыре, а не в Соловках, судя по тому, что его "рухлядь" пошла на помин его души именно в Кириллов монастырь. После Сильвестра в этих двух монастырях остались некоторые рукописи, пожертвованные им еще до опалы.
Такого рода пожертвования подтверждают известие о любви Сильвестра к просвещению. Из собственных его сочинений известны два послания к князю Александру Борисовичу Шуйскому-Горбатому : одно разъясняющее ему обязанности царского наместника, а другое утешительное после опалы, а также упомянутое выше послание к царю, отличающееся яркостью образов и энергией увещания.
Важнейшим трудом Сильвестра следует признать редакцию "Домостроя". В этом замечательном памятнике литературы XVI века, несомненно, Сильвестру принадлежит 64-я глава "Послание и наказание от отца к сыну", называемая "Малым Домостроем" и отличающаяся преимущественно практическим характером. Сильвестр старается внушить своему сыну житейскую мудрость, доходя в этом отношении иногда до крайности.
Это было причиной весьма сурового отзыва Соловьёва, указавшего, что все христианские добродетели понимаются Сильвестром с точки зрения материальной пользы и в его советах сквозит человекоугодничество, которое не может быть осуществлено без сделок с совестью. Что касается предшествующих глав "Домостроя", то они, вероятно, не были собственным произведением Сильвестра, а явились результатом постепенного накопления правил, касавшихся обязанностей религиозных и семейно-общественных, а также домашнего хозяйства.
По мнению профессора Некрасова , "Домострой" сложился в Новгороде и изображает жизнь богатого человека. Это мнение встретило довольно веские возражения со стороны графа Михайлова, который указал в "Домострое" много черт чисто московских, а те особенности, которые признавались г. Некрасовым исключительно новгородскими, наметил в сильной степени и в московском быту.
Такое же разногласие существует и относительно редакций "Домостроя": г. Некрасов признаёт древнейшей редакцией список общества истории и древностей, а список Коншинский считает московской (принадлежащей Сильвестру) переделкой памятника; г. Михайлов считает первоначальной (принадлежащей Сильвестру) редакцией Коншинский список, как представляющий большую стройность и внешнюю, и внутреннюю, чем список общества, который является в некоторых частях не совсем умелой компиляцией.
Во всяком случае участие Сильвестра в составлении "Домостроя" не отвергается исследователями, но вопрос о степени этого участия ещё нельзя считать окончательно решённым; указания г. Михайлова на сравнительную древность редакций памятника более обоснованы, чем заключения г. Некрасова, но требуют ещё дальнейшей разработки. Не решён также вопрос, как понимать "Домострой": есть ли это идеал, к которому стремилась русская жизнь XVI века, или прямое отражение действительности? Из источников "Домостроя" многие указаны г.
Некрасовым: это Священное писание, творения отцов церкви, "Стослов" Геннадия и других. Г. Некрасовым рассмотрены также и аналогичные "Домострою" произведения литератур западных и восточных: но в сущности такие сравнения, указывая на сходство или различие отдельных черт, ничего не дают для объяснения происхождения самого памятника.
Тоже надо сказать и о попытке г. Бракенгеймера провести параллель между нашим "Домостроем" и одним византийским литературным произведением. По содержанию "Домострой" делится на три части: 1) "о строении духовном"; здесь излагаются правила религиозного характера, рисуется аскетический идеал "праведного жития"; наставления регламентируют малейшие подробности духовной жизни, так что указывается даже, как содержать иконы в чистоте; 2) "о строении мирском" ряд правил о том, как обращаться с женой, детьми, домочадцами; в этих правилах отражается грубость нравов, развившаяся у нас под влиянием татар, хотя не следует забывать, что в эту эпоху плетка по отношению к жене и сокрушение ребер младенцев как воспитательное средство совсем не были чужды и западноевропейским нравам; 3) "о строении домовном" множество мелочных наставлений по части домашней экономии.
см. Голохвастов и архиепископ Леонид "Благовещенский иерей Сильвестр и его писания" (Москва, 1874); епископ Сергий (Соколов) "Московский благовещенский священник Сильвестр как государственный деятель" (Москва, 1891); "Сборник государственных знаний", том II (статья Замысловского, Санкт-Петербург, 1875); Некрасов "Опыт историко-литературного исследования о происхождении древнерусского "Домостроя" (Москва, 1873); "Журнал Министерства Народного Просвещения", том 261, 262, 263 и 270 (статьи г.
Михайлова и ответ г. Некрасова); Бракенгеймер "'Aleksiu Komnenu poiema parainetikon (греч.) в сравнении с русским Домостроем" (Одесса, 1893); Ключевский "Два воспитания" ("Русская Мысль", 1893). Издания Домостроя 1849 г. в "Временнике" Московского Общества Истории и Древностей (Голохвастова), 1867 г. (Яковлева, Санкт-Петербург) и 1887 г. (Одесса). Послания Сильвестра изданы Н.
И. Барсовым в "Христианском Чтении", 1871 год. Важна также статья И.Н. Жданова "Материалы для истории Стоглавого собора" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876). А. Бороздин. .