Биографический словарь - сильвестр медведев
Сильвестр медведев
Сильвестр (в миру Симеон) Медведев духовный писатель (1641 1691). Был подьячим сначала в Курске, потом в Москве. В 1665 году поступил в новооткрытую школу Симеона Полоцкого , где пробыл 3 года, изучил латинский и польский языки, риторику и пиитику, познакомился с историей, богословием, философией и сделался ревностным учеником и последователем Симеона.
Сопровождал боярина Ордина-Нащокина в Курляндию, а потом в Андрусово при заключении мира. В 1674 году принял монашество в Путивле. В 1677 году вернулся в Москву и скоро был назначен справщиком и книгохранителем на московский печатный двор; принимал большое участие в исправлении церковных книг. По смерти Полоцкого, в 1680 году, Сильвестр сделался главой той партии малорусских ученых в Москве, представителем которой был его учитель.
Он был назначен строителем (настоятелем) Заиконоспасского монастыря. Унаследовав положение Полоцкого при дворе, он занял его место и в церковно-общественной деятельности; он же был и придворным стихотворцем: написал "Приветство брачное" по случаю бракосочетания царя Фёдора Алексеевича и "плач" о его смерти, надгробную эпитафию своему учителю, высеченную на гробнице Полоцкого, и т.
д. Когда в 1681 году явился в Москву чужеземец Ян Белободский, Медведеву поручено было обличить Белободского в ереси: он составил по поручению патриарха ответ на "Wyznanie Wiary" Белободского. С согласия царя Сильвестр в 1682 году завел школу в Заиконоспасском монастыре, которая, как и школа Полоцкого, отличалась своим латинским направлением: в ней учились "латинскому языку".
Сильвестр думал превратить свою школу в академию и в 1685 году представил царевне Софье на утверждение "привилей" академии в стихах; но с появлением братьев Лихудов и открытием ими своей школы, прочие школы в Москве прекратили своё существование. К концу 80-х гг. XVII столетия возник в русской церкви спор о времени пресуществления святых даров в таинстве Евхаристии; этот спор, будучи чисто богословским, имел весьма большое значение в истории нашего развития, ибо он касался вопроса о том, основывается ли вера на предании (православная церковь) или на мышлении (католическое).
Спор этот начался еще до приезда Лихудов, но усилился особенно при них. Сильвестр вслед за Полоцким защищал распространённое во всей Киевской Руси латинское мнение о том, что пресуществление святых даров бывает при произнесении священником слов Иисуса Христа: "приимите, идите" и "пейте от неё все"; противники Сильвестра, Лихуды и инок Евфимий, на стороне которых стоял и патриарх Иоаким, утверждали, что дары пресуществляются лишь по молитве к Богу Отцу о ниспослании святого Духа силой заслуг Иисуса Христа. Сильвестр написал "Книгу глаголемую хлеб животный", на которую Евфимий ответил сочинением: "От святой отец на защищение восточные церкви тетради и т.д.". В ответ на это сочинение Сильвестр в 1687 году написал как он говорит, по указу царицы Софьи Алексеевны, "Книгу о манне хлеба животного", в которой прежний спокойный тон речи превратился в раздражительный, полемический; вслед затем он написал "праведный ответ" на "тетради" Лихудов и также против Лихудов опровержение: "Известие истинное православным и показание светлое о новоправлении книжном и о прочем" (1688), важное для истории исправления книг при Никоне .
Между тем положение Сильвестра сделалось шатким: он был устранён от должности справщика на печатном дворе; пущена была молва, что Сильвестр хотел убить патриарха; одно время его келья охранялась стрельцами на случай нападения патриарших людей. Замешанный в заговоре Шакловитого Сильвестр бежал из Москвы, но был схвачен в Дорогобуже и отправлен в Троице-Сергиевский монастырь, где производилось следствие о заговоре Шакловитого.
Сильвестр был лишен иноческого образа, подвергнут пыткам и приговорён к смертной казни "за воровство и измену и за возмущение к бунту" (1689). После суда Сильвестр "до пролития крови" был отдан "в твёрдое хранило", то есть в крепкую тюрьму в Троицком монастыре, где он подвергался увещаниям с целью довести его до сознания в ереси; существует его "покаянное отречение от ереси", подлинность которого, впрочем, подлежит сомнению.
После двухлетнего заключения Сильвестр был казнен. Кроме вышеуказанных сочинений Сильвестр написал: "Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся в гражданстве", представляющее записки о стрелецком бунте 1682 год (Браиловский оспаривает принадлежность "Созерцания" Сильвестру) и "Оглавление книг кто их сложил", давшее Ундольскому возможность назвать Сильвестра "отцом славяно-русской библиографии".
Это первый вполне научный библиографический труд в России, стоящий на уровне лучших новейших работ (ср. Библиография, III, 721). Мнение профессора Соболевского о принадлежности этого труда не Сильвестру, а Славинецкому, едва ли правильно. Сохранилась также переписка Сильвестра с Полоцким. Личность Сильвестра Медведева начала выясняться лишь в последнее время: в XVII веке противники его называли его "ересиархом", виновником "новоявльшейся латинской дымящейся главни Аркудиевы или Медведевы"; долгое время о нём вовсе нельзя было писать, сочинения его хранились за печатью до 50-х гг.
XIX столетия; его сочинение "Манна" до сих пор не может быть издано полностью, хотя ещё митрополит Филарет указывал, что "не представляется причин держать это сочинение под печатью и нет сомнения внести его в опись библиотеки (Синодальной) открыто". До недавнего времени повторялись отзывы противников Сильвестра, что это был "неук", латинник, грубый честолюбец, возмутитель, понёсший достойную казнь.
Новейшие исследования большей частью опровергают эти отзывы. Несомненно, что С. был обучен гораздо более, чем многие из его противников. Относительно мнения, которого придерживался С. в вопросе о пресуществлении святых даров и которое получило название "латинского", имеются указания, что до приезда в Москву Лихудов в Великоросии (и особенно в Малороссии) существовало именно такое латинское мнение как среди многих представителей церкви, так и в богослужебных книгах.
Следствие об участии С. в заговоре Шакловитого и о мнимых намерениях его убить патриарха с целью занять его место велось чрезвычайно пристрастно. Медведев не был ни изменником, ни заговорщиком: он пал жертвой борьбы "греческого учения" и "латинской части". Ср. В. Ундодьский "С. Медведев, отец славяно-русской библиографии" (в "Чтениях Московского Общества Истории и Древностей Российских", 1846, № 3 и отд.
, Москва, 1846; здесь же издано "Оглавление книг кто их сложил"); Н. Аристов "Московские смуты в правление царевны Софьи Алексеевны" (В., 1871); "Розыскные дела о Ф. Шакловитом и его сообщниках" (издание археографической комиссии, т. I, Санкт-Петербург, 1884); С. Белокуров "С. Медведева Известие истинное православным" (с предисловием и примечаниями, в "Чтениях Общества Истории и Древностей", 1885, кн.
4; отд. изд., Москва, 1886); "Остен. Памятник русским духовным письменам XVII в." (Казань, 1865; составителем этой книги был враг С., монах Евфимий); П. Зубовский "К биографии С. Медведева" ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1890, № 9); И. Козловский "С. Медведев. Очерк из истории русского просвещения и общественной жизни в конце XVII в." (Киев, 1894); А.
Прозоровский "С. Медведева Созерцание краткое" и т. д. (в "Чтениях Общества Истории", 1894, кн. 4); его же "С. Медведев, его жизнь и деятельность" (в "Чтениях", 1896, отд. Москва, 1896; здесь же и литература о С.); статьи А.Н. Пыпина в "Вестнике Европы", 1894, № 11, и 1897, № 11); ст. Браиловского в "Журнале Министерства Народного Просвещения", 1897, № 10; его же "Кто же был первый русский библиограф?" ("Русс.
Филологический Вестник", 1896, № 3 4); П. Соколов "Первый придворный стихотворец из воспитанников московской Заиконоспасской школы" ("Чтения общества любителей духовного просвещения", 1886, № 1). .