Биографический словарь - струве генрих егорович
Струве генрих егорович
Читал лекции по энциклопедии философских наук, логике, психологии, этике, эстетике и истории философии. В Московском университете Струве получил степень доктора философии, по защите диссертации "Самостоятельное начало душевных явлений" (Москва, 1870). Книга Струве вызвала оживленную полемику в литературе. Против нее выступили Н.
Аксаков с брошюрой "Подспудный материализм, по поводу диссертации г. Струве" (Москва, 1870) и С. Усов в работе "По поводу диссертации г. Струве" (Москва, 1870). В защиту Струве выступил Юркевич ("Игра подспудных сил", "Русский Вестник", 1870, № 3). В полемике принял участие и Н. Страхов , который написал критический отзыв о книге Струве "Введение в философию" (в "Журнале Министерства Народного Просвещения").
Другие сочинения Струве на русском языке: "Отличительные черты философии и их значение в сравнении с другими науками" (Варшава, 1872); "Элементарная логика, руководство для преподавания и самообучения" (ib., 1894; 10 изд., Санкт-Петербург, 1900); "Введение в философию. Разбор основных начал философии вообще" ("Энциклопедия философских наук", ч.
I, Варшава, 1890); "Способности и развитие философствующего ума" (Москва, 1897) "Современная анархия духа и ее философ Фр. Ницше" (Харьков, 1900). На польском языке: "Wywod pojecia filozofii" (Варшава, 1863); "О psychologicznej zasadrie teoryi poznania" (Варшава, 1864); "О temperamentach" (ib., 1864); "O istnieniu duszy i jej udziale w chorobach umyslowych" (ib., 1867); "O pieknie i jego objawach" (Варшава, 1865); "Wyklad systematyczny logiki. T. I. Czesc wstepna" (ib.
, 1871); "Synteza dwoch swiatow" (Варшава, 1876, изложение проводимой Струве философской системы); "Cechy charakterystyczne filozofii i jej znaczenie w porownaniu z innymi naukami" (Варшава, 1875); "O niesmiertelnosci duszy" (ib., 1884); "Estetyka barw" (ib., 1886) и многое др. С 1885 г. под редакцией Струве выходят переводы классических философских сочинений на польский язык. На немецком языке Струве написал: "Hamlet. Eine Charakterstudie" (Веймар, 1876); "Zur Psychologie der Sittichkeit" (Берлин, 1882); "Die polonische Litteratur zur Geschichte der Philosophie" (Берлин, 1892) и многое др.
В своих философских сочинениях Струве пытается построить цельную философскую систему идеального реализма, примыкая, главным образом, к учениям Фихте-младшего и Ульрици, отчасти Лотце, Фехнера и др. Дух и материю он считает не двумя реально различными субстанциями, а двумя разделенными абстракцией понятиями о двух сторонах реально неразделенного целого; с этой точки зрения Струве называет Бога душой мира, мир телом Бога.
Как нет противоречия между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями духа и материи Бога и мира, так нет его и между понятиями свободы и необходимости: необходимость есть выражение непременности и порядка, которые в свою очередь являются результатами свободной воли Верховного Существа. В мире нет противоречий, все составляет вечную, ненарушаемую гармонию; один только человек находится в разладе с окружающим его миром, но это явление преходящее, результат умственной и нравственной незрелости человечества, небольшой отрывок его неизмеримого исторического движения.
Вообще, идеальный реализм, называемый Струве также "синтетической философией", стремится примирить противоречия между духом и материей, свободой и необходимостью, искусством и наукой, церковью и государством и т. д. Метод Струве психологический анализ. По определению Струве, философия изучает общее в частном, а специальные науки, основой которых является математика частное в общем; предметом последних служит познание явлений, предметом философии объяснение явлений.
Значение Струве заключается в том, что он один из первых восстал против материалистических тенденций в философии 60-х годов. см. сочинения о Струве на польском языке В. Лютославского (Варшава, 1896) и К. Кашевского (Варшава, 1898). .