Города России - суздаль
Связанные словари
Суздаль
Во Владимирской области, областного подчинения, районный центр, в 35 км к северу от Владимира. Расположен во Владимирском ополье, на р. Каменка (приток р. Нерль, впадающей в Клязьму); в 28 км к юго-востоку от железнодорожной станции Гаврилов Посад на линии Александров Иваново. Население 12,1 тыс. человек (1992; 8 тыс. в 1897; 6,6 тыс. в 1926; 10,4 тыс. в 1959; 11,1 тыс. в 1979).
Герб Суздаля. "Птица сокол в княжеской короне; поле пополам: наверху синее, а внизу красное". Высочайше утверждён 16.8.1781
Один из древнейших русских городов. Возник в IX-X вв. на месте поселения финно-угорского племени меря. Впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 1024; как город-крепость известен с 1096. До первой половины XII в. С. был владением великих киевских князей, которые выделяли его в удел младшим сыновьям. Первым самостоятельным князем С. был Юрий Долгорукий; при нём город был столицей Ростовско-Суздальского княжества, затем входил в состав Владимиро-Суздальского княжества. С XIII в. столица самостоятельного Суздальского княжества. С. старейший христианский приход в Северо-Восточной Руси, уже в XI в. здесь было подворье Киево-Печерского монастыря с церковью Св. Дмитрия. В 1238 сожжён монголо-татарами. В 1262 в С., Ростове Великом, Владимире и Ярославле вспыхнуло восстание, направленное против засилья монголо-татар. В первой половине XIV в. столица Суздальско-Нижегородского княжества. В 1392 С. вошёл в Великое Московское княжество, в составе которого окончательно был закреплён в XV в. Утратив политическое значение, становится одним из крупных религиозных центров на Руси. Вплоть до XIX в. в С. находилась епархия, в конце XVII начале XVIII вв. митрополия. С XVI в. в С. активно ведётся строительство храмов и монастырей. Спасо-Евфимиевский (мужской) и Покровский (женский) монастыри были крупнейшими феодалами на Руси.
Покровский монастырь стал местом ссылки опальных русских цариц и представительниц знатных родов (жена Василия III Соломония Сабурова, жена Петра I Евдокия Лопухина и др.). В Спасо-Евфимиевском монастыре в середине XVIII в. была создана монастырская и государственная тюрьма; здесь содержался и скончался участник движения декабристов князь Ф. П. Шаховской (1794-1829). В начале XVII в. в период польско-литовской интервенции С. был сильно разрушен и разорён.
С середины XVII в. в результате проведения Посадской реформы 1646-52 начинается период торгово-экономического подъёма С. В XVII-XIX вв. в городе были развиты ремёсла и промыслы: серебряников, кузнецов, кожевников, ткачей и др. К началу XIX в. большое значение приобретает огородный промысел, существующий поныне. Со второй половины XIX в., с перемещением торговых путей, С. приходит в упадок и становится глухим, провинциальным городом. С 1708 в составе Московской губернии; с 1778 уездный город Владимирского наместничества (с 1796 Владимирской губернии).
С. родина изобретателя русского фарфора, друга М. В. Ломоносова Д. И. Виноградова, просветителя и государственного деятеля М. М. Сперанского, поэта, общественного деятеля и революционера А. К. Гастева, поэта-мариниста А. Лебедева.
Современный С. город-музей; сохранились свыше 200 памятников истории и архитектуры, исторически сложившаяся планировка с главной улицей, вытянутой с севера на юг. В 1788 был утверждён регулярный план, осуществлённый частично. Облик города определяют многочисленные памятники архитектуры XIII-XVIII вв., образующие единый живописный ансамбль. В южной части города, в крутой излучине р. Каменка, на территории бывшего кремля (сохранились ров и вал, частично обращённый в бульвар) собор Рождества Богородицы (1222-25, неоднократно перестраивался; в интерьере фрески XIII, XV, XVII вв., иконостас XVII в.; в южном и западном порталах врата XIII в., медные створы которых украшены орнаментальными и сюжетными изображениями в технике золотой наводки), рядом с ним комплекс Архиерейских палат (XV-XVIII вв.) и шатровая колокольня (1635), церкви: Успенская (после 1650, перестроена в 1720), Афанасьевская (1720), Иоакима и Анны, Христорождественская (1771), Никольская (1719) и др. В 1960 на территорию кремля из села Глотово перенесена деревянная церковь Николы (1766). Живописный силуэт города во многом определяют комплексы крупных монастырей и небольшие каменные приходские церкви с маленькими луковичными главками и колокольнями с шатрами своеобразных вогнутых очертаний. К юго-западу от кремля, за р. Каменка, на территории бывшего Борисоглебского монастыря, барочная Борисоглебская церковь (XVII-XVIII вв.), к юго-востоку, на месте одноимённого монастыря, Косьмодемьянская церковь (1725), к югу, на месте Введенского монастыря, Ризоположенская церковь (1749). В посадской части города, к востоку от кремля, церковь Иоанна Предтечи (1720), в юго-западном углу торговой площади ансамбль из Входоиерусалимской церкви (1707) и Пятницкой церкви (Никольской, 1772), к северо-востоку от них вытянутое здание Гостиного двора (1806-11, проект архитектора А. Вершинского), перед ним Воскресенская церковь (1720) и Казанская церковь (1739); в северо-восточном углу торговой площади Цареконстантиновская церковь (1707), Скорбященская церковь 1787), ансамбль Лазаревской церкви (1667) и Антипьевской церкви (1745) со стройной высокой колокольней с вогнутым шатром и наружной расцветкой. К северу, за посадским рвом, комплекс Ризоположенского монастыря (основан в первой половине XVI в.) с одноимённым собором (вторая половина XVI в., галерея и паперть 1688), колокольней (1813-19, мастер Кузьмин) и 2-шатровыми "Святыми воротами" (1688, архитекторы И. Мамин, А. Шмаков, И. Грязнов); севернее от него, над р. Каменка, комплекс Александровского монастыря с Вознесенской церковью (1695). На противоположном берегу р. Каменка ансамбль Покровского монастыря (основан в 1364) с комплексом сооружений преимущественно XVI в.; собором (1510-18; 3-главым 4-столпным, с позакомарным покрытием, на высоком подклете, окружённом высокой галереей с аркадами) с шатровой колокольней, надвратной Благовещенской церковью (около 1518), Зачатьевской трапезной церковью (1551), с 6-гранной часозвоней (XVI в.) и оградой (XVII-XVIII вв.), Петропавловской церковью (1694; у южной стены). К югу от него, в небольшой излучине р. Каменка, на месте бывшего Андреевского монастыря, небольшая Тихвинская церковь (конец XVII в.) и типичная для С. "пара" церквей Богоявленская (1781) и Рождественская (1739). На северной окраине города, напротив Покровского монастыря, на противоположном берегу р. Каменка, монументальный ансамбль Спасо-Евфимиевского монастыря (основан в 1352), с мощными стенами (середина XVII в.; длина около 1200 м), с 12 башнями (в том числе проездная, высотой около 22 м), Преображенским собором (1564, перестраивался в XVII в. и XIX в.; в интерьере фрески, 1689, мастера Г. Никитин, С. Савин и др.), надвратной церковью Благовещения (XVII в.), шатровой Успенской трапезной церковью (1525), звонницей (XVI-XVII вв.). На территории монастыря могила князя Д. М. Пожарского. В городе каменные и деревянные дома XVIII-XIX вв., в том числе с богатой ажурной резьбой. В 1950-80-х гг. проведены обширные реставрационные работы, в С. перевезено несколько деревянных церквей XVIII-XIX вв. Многие памятники и все музеи С. входят в состав Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
С. один из важных центров туризма, создан туристский центр, рассчитанный на приём 500-600 тыс. туристов в год и включающий комплекс музеев, гостиниц, кемпингов, мотелей, предприятий старинной русской кухни, мастерских-лавок сувениров и т. д. (часть предприятий туризма размещается в приспособленных старинных зданиях, в том числе гостиница в Покровском монастыре). Масштаб и характер архитектурных сооружений туристского центра, а также их размещение на местности и структура городской застройки не нарушает панорамы древней части С., целостности его исторически сложившегося облика. Ежегодно город посещают многочисленные потоки туристов, в том числе и зарубежных. В июне 1983 С., первому городу в России, вручён приз "Золотое яблоко" Международной федерации журналистов.
В современном С.: птицефабрика, швейная фабрика, предприятия по производству товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.
В 4 км от С. село Кидекша с древнейшей в северо-восточной части Руси каменной церковью Бориса и Глеба (1152, перестроена в XVIII в., в интерьерах фрагменты фресок XII в.), "Святыми воротами" с фигурным многолопастным верхом (конца XVII начала XVIII вв.), церковь Стефана (1780) и шатровой колокольней (XVIII в.).
,
Карта
Литература: Вагнер Г. К., Суздаль, М., 1969; Голейзовский Н., Овчинников А., Ямщиков С., Сокровища Суздаля, М., 1970; Кокорин А., Халаминский Ю., По старым русским городам, М., 1971; Варганов А. Д., Суздаль. Очерки по истории и архитектуре, Ярославль, 1971; Воронин Н. Н., Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польской. (Спутник по древним городам Владимирской земли), 5 изд., М., 1983; Суздаль. Путеводитель, М., 1985.
Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия
И. Кондратьева
1994