Города России - вязники
Связанные словари
Вязники
Во Владимирской области, областного подчинения, районный центр, в 113 км к востоку от Владимира. Расположен во Владимирском ополье, на правом берегу р. Клязьма, в 8 км от одноимённой железнодорожной станции на линии Москва Нижний Новгород, на автомагистрали Москва Нижний Новгород Казань. Речной порт. Население 45,4 тыс. человек (1992; 7,3 тыс. в 1897; 17 тыс. в 1926; 43 тыс. в 1970; 45,6 тыс. в 1979).
Герб Вязников. "В верхней части герб Владимирский... В нижней дерево вяз в золотом поле, означающий имя сего города". Высочайше утверждён 16.8.1781
Предположительно, с XII в. близ современных В. существовала пограничная крепость Ростово-Суздальского княжества Ярополч (название по имени сына Владимира Мономаха Ярополка II); уничтожена монголо-татарами в 1238 (сохранились остатки земляных валов "Пирово городище"). Село В. (по одной версии, называлось по местоположению под горой "на вязах", то есть на вязком месте; по другой версии по большому числу вязов, произраставших на территории села), по-видимому, возникло в конце XVI в. (впервые упоминается в письменных источниках под 1608). В 1613 В. становятся ремесленно-торговой слободой владением князя Ф. И. Мстиславского, а вскоре после его смерти переходят во владение дворцового приказа. С 1622 Вязниковская слобода место паломничества к чудотворному образу Казанской иконы Божией Матери. В первой половине XVII в. в В. зарождается искусство иконописи. Местных иконописцев приглашают в Москву для росписи соборов Кремля (художник Волк с сыновьями). Значительным толчком к росту слободы послужил приезд в В. на поклон чудотворной иконе царя Михаила Фёдоровича Романова в 1640. В Вязниковской слободе развиваются торговля, иконопись, резьба по дереву, возделывание и переработка (прядение и ткачество) льна. Широкое развитие получили огородничество и садоводство (в том числе выведен знаменитый вязниковский, впоследствии владимирский, сорт вишни). В 1676 по указу царя Алексея Михайловича рядом с Вязниковской слободой, на Мининой горе, был построен город Ярополч с дубовыми стенами и каменными башнями по углам (находился в б-7 км вверх по течению Клязьмы от месторасположения одноимённой древней крепости). Пожар 1703 уничтожил Ярополч, и в начале XVIII в. экономическим центром округи вновь становится Вязниковская слобода. С 1778 В. уездный город Владимирского наместничества (с 1796 губернии), с начала XIX в. один из центров льняной промышленности России. В XIX в. искусство иконописи перемещается из В. в близлежащие сёла (Мстёра, Палех, Холуй), а в городе растёт мануфактурное и фабричное производство. В конце XIX в. в В. насчитывалось 3 полотняно-ткацких фабрики (известных в России фабрикантов В. А. Демидова, В. В. Елизарова, С. И. Сенькова), бумажно-обёрточная фабрика, винокуренный завод. На предприятиях города работало до 3 тыс. человек В В. было 8 церквей, в том числе собор Казанской Богородицы (1670, не сохранился); Благовещенский мужской монастырь.
В В. неоднократно бывал Н. А. Некрасов (здесь им написаны стихотворения "Зелёный шум", "Несжатая полоса" и др.). Уроженцем Вязниковского уезда был художник П. Д. Корин. В. родина поэта-песенника А. И. Фатьянова, лётчика-космонавта В. Н. Кубасова.
В современных В.: предприятия льняной промышленности (Вязниковский льнокомбинат, фабрика имени Парижской Коммуны, льнопрядильная фабрика); заводы "Текмашдеталь", автотракторной осветительной арматуры; предприятия пищевой промышленности. Краеведческий музей с картинной галереей (полотна русских художников конца XIX начала XX вв.) филиал Владимиро-Суздальского историкоархитектурного музея-заповедника. Ежегодные праздники поэзии.
По генеральному плану 1790 в В. сформировались прямоугольная сеть улиц с обширной базарной площадью в центре, застроенных каменными, деревянными и кирпичными домами. Среди них сохранились многие "образцовые" дома конца XVIII начала XIX вв., деревянные дома XIX в. с богатыми резными наличниками окон. В 1960-80-х гг. построены жилые районы с типовыми 5-этажными и другими домами. На Ярополчьей (Мининой) горе возвышается 5-главая Троицкая церковь (1756-61) с трапезной и стройной колокольней. На берегу речки Выдерка, у подножия горы Венец, Благовещенская церковь (1682-83) бывшего Благовещенского монастыря 5-главая, на кубическом основании с подклетом, с сильно выдвинутыми 3 апсидами, с колокольней на северной стороне и галереей на западной, с изразцовым декором.
В 30 км к северо-западу от В., вверх по р. Клязьма, расположен посёлок городского типа Мстёра, в прошлом Богоявленская слобода (впервые упоминается в 1626). В центре ансамбль Богоявленского монастыря с нарядной Богоявленской церковью (1687). Мстёра центр русского народного искусства миниатюрной живописи на лаковых изделиях из папье-маше (шкатулки, ларцы и др.), возникшего на базе известного с XVII в. иконописного промысла. В 1923 здесь организована художественная артель "Древнерусская народная живопись", с 1931 называлась "Пролетарское искусство", с 1960 фабрика. Для живописи Мстёры характерны бытовые, фольклорные, исторические, литературные сюжеты, тёплый и мягкий колорит, глубина пейзажных тонов. Развиты также вышивка (с середины XIX в. гладью с изящными и мелкими узорами, позже "владимирским швом" с крупными узорами) и ювелирное дело. В Мстёре строчевышивальная фабрика (организована в 1960 на базе артели, основаны в 1923), завод сканно-филигранных изделий "Ювелир" (на базе артели "Металлоштамп", основан в 1925), фабрики "Детская игрушка", швейная, обувная, мебельная. Художественный музей (изделия местных промыслов).
Литература: Веселовский К., Город Вязники. История, его древности и статистика, Владимир, 1871; Столетов А. В., Памятники архитектуры Владимирской области, Владимир, 1958; Владимирские швы. Альбом, М., 1962; Тиц А. А., По окраинным землям владимирским, М., 1969; Коромыслов Б. И., Лаковая миниатюра Мстёры, Л., 1972;Тельчаров А. Д., Вязники. Историко-краеведческий очерк, Ярославль, 1986; Дмитриев Н. Г., Мстёра рукотворная, Л., 1986.
Города России. Энциклопедия — М.: Большая Российская Энциклопедия
И. Кондратьева
1994