Демографический энциклопедический словарь - религия
Связанные словари
Религия
РЕЛИГИЯ (от лат. religio благочестие, набожность, предмет культа), форма идеалистич. мировоззрения, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), связанные с верой в сверхъестеств. силы (бога) и в их влияние на жизнь человека и его существование после смерти; искажённое, фантастич. отражение в сознании людей господствующих над ними сил природы и общества. Реакц. роль Р. проявляется в ослаблении обществ. сознания людей, отвлечении их от классовой борьбы, разъединении сил трудящихся разл. религ. принадлежности. Р. играла и продолжает играть значит. роль в личной и социальной жизни людей мн. стран мира, в их демографич. поведении; религ. факторы влияют на развитие миграций, имеющих важные демографич. последствия (напр., при разделе Брит. Индии на Индию и Пакистан). Иногда Р. выступает в качестве этнообразующего фактора и этнич. признака. Часто отношения между приверженцами разл. Р. принимали характер фанатичной вражды, но даже в случае мирного сосуществования Р. обычно способствует обособлению групп людей, в частности их эндогамии. Принято выделять примитивные (родоплеменные), местные (национальные) и мировые Р. К примитивным Р., возникшим в первобытном обществе, относятся тотемизм, магия, фетишизм и анимизм, а также культ предков. В 80-х гг. 20 в. эти ранние формы Р. сохранились у отд. народов тропич. Африки, индейцев бассейна Амазонки, аборигенов Австралии и нек-рых др. племён, а в виде пережитков и у более развитых народов. С возникновением классового общества появляются сложные формы Р. Вначале они возникают среди групп близкородств. народов (напр., политеизм у греков) или среди к.-л. одного народа или группы народов, объединённых в гос-во (местные Р., к ним относятся иудаизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм). Позднее нек-рые Р. распространяются среди народов разных стран и континентов. К мировым религиям относятся буддизм, ислам и христианство.
Иудаизм сформировался в 1-м тыс. до н. э. среди еврейского нас. Палестины. Иудаисты верят в единого бога Яхве, в приход конца света и 'страшного суда', в бессмертие души и существование загробного царства, где каждого ждет кара или блаженство за его земные деяния; существенное место в иудаизме занимает доктрина о том, что евреи являются народом, 'избранным богом', а также учение о мессии. Осн. священные книги иудаистов Библия (Ветхий завет), где наряду с историей евреев изложены осн. правила религ. морали, и Талмуд сборник детальных толкований тех или иных мест Библии для уточнения и ритуализации правил жизни иудаистов. Иудаизм распространен почти исключительно среди евреев, живущих в разл. странах мира; наиболее крупная группа их в США; в Израиле иудаизм является гос. Р., поддерживает реакционную политику сионистов. Общая числ. иудаистов в мире св. 13 млн. ч. Догматич. иудаизм призывает своих последователей 'плодиться и размножаться' в рамках моногамного брака (ранний иудаизм допускал и полигамию); культовые обряды направлены на предотвращение бесплодия. Талмуд призывает хранить супружескую верность, допускает повторные браки для вдовых и разведенных. Однако большинство иудаистов, будучи преим. гор. жителями экономически развитых стран, в своём демографич. поведении не отличаются от окружающего нас., в частности имеют такую же рождаемость, брачность. Особой группой иудаистов часто считают караимов, проживающих в Крыму и в Литве (Тракайский р-н), к-рые не признают Талмуда.
Брахманизм получил распространение в Индии в 1-м тыс. до н. э., с сер. 1-го тыс. н. э. он существует в виде индуизма осн. Р. жителей Индии. По существу это комплекс местных верований, гл. божествами к-рых являются Брахма, Вишну и Шива. Священные книги индуистов Веды содержат осн. принципы жизни верующих, связанных с дхармой (долгом), кармой (воздаянием) и сансарой (перерождением после смерти). Индуизм закрепил деление общества на сословно-проф. группы касты. За пределами Индии индуизм получил распространение в Шри-Ланке (у тамилов) и в Индонезии (среди балийцев). Общая числ. индуистов 520 млн. ч. Индуизм регламентирует осн. стороны демографич. поведения верующих, призывает к ранним бракам и воспроиз-ву мужского потомства, т. к. только мужчины могут совершать важные священные обряды и сохранять культ предков. В прошлом индуизм допускал умерщвление новорождённых девочек и поощрял самосожжение вдов; в 20 в. сохраняется пренебрежительное отношение к здоровью девочек и женщин, что ведёт к их повышенной по сравнению с мужчинами смертности. Брак считается нерасторжимым союзом при главенстве мужа; случаи развода (вернее изгнание жены из дома) чрезвычайно редки.
Вдовцам разрешены повторные браки, вдовам (независимо от их возраста) такие браки запрещены, что приводит к исключению части ещё молодых женщин из детопроизводства. На снижение рождаемости оказывала влияние также необходимость заключения брака внутри своей касты, что в малочисл. кастах было нелегко, а также множество запретов половых сношений в определ. дни. По принятому в 1955 закону в Индии были разрешены межкастовые браки, строго запрещена полигамия, допущен развод по инициативе жены, однако большинство индуистов, особенно в сел. местности, продолжают придерживаться старых правил.
Конфуцианство религиозно-этич. доктрина в Китае возникло в сер. 1-го тыс. до н. э. как социально-этич. учение, изложенное философом Конфуцием (Кун цзы); на протяжении мн. столетий оно было своего рода гос. идеологией. Конфуцианство стремится к упорядочению личных и социальных отношений путем их регламентации, строгого соблюдения культа предков, почитания старших, а также всемерного укрепления патриархальной семьи (гос-во, по Конфуцию, это тоже 'большая семья'). Осн. задача в воспроиз-ве нас. получение мужского потомства, к-рое сохранит культ предков. Женщина занимала приниженное положение. Право на развод имел лишь муж, но этим правом пользовались редко. В случае бездетности жены разрешалось взять вторую жену или наложницу. В 80-х гг. 20 в. в Китае, несмотря на рост атеизма, мн. установки конфуцианства ещё сохраняются, особенно в сел. местности, что отчасти сдерживает политику ограничения деторождения. Общее число конфуцианцев оценивается в 180 млн. ч.
Вторая местная религия Китая даосизм основана на обожествлении природных явлений. В прошлом она часто сочеталась с конфуцианством. В 80-х гг. сохранилась лишь в отд. р-нах (число последователей ок. 30 млн. ч.).
Синтоизм местная религия Японии представляет собой сочетание элементов конфуцианства (соблюдение культа предков, патриархальных устоев семьи, почтения к старшим и т. п.) и даосизма (обожествление сил природы); среди многочисл. синтоистского пантеона главной считается богиня Солнца Аматэрасу. После образования централизов. гoc-ва видное место в синтоизме занял культ императора микадо. Синтоизм призывает к бракам, допуская безбрачие как исключение. Однако в нём нет нормативных установок многодетности. Допущенная синтоизмом сравнительная свобода демографич. поведения способствовала тому, что ещё в ср.-век. Японии были распространены аборты и детоубийства, а после 2-й мировой войны японцы быстро переняли новые средства контроля над рождаемостью. В 7080-х гг. наблюдается оживление синтоизма (общее число приверженцев 90 млн. ч.), однако его функции ограничены ролью 'домашней' Р. и сводятся гл. обр. к установкам по моральному воспитанию в семье.
Древнейшая мировая Р.буддизм, основателем к-poгo считается индийский царевич Гаутама (6-5 вв. до н. э.), получивший впоследствии имя Будды, т. е. пробуждённого, просветлённого. Буддизм воспринял от брахманизма идею кармы и сансары, но отверг кастовую систему. Буддизм учит, что жизнь это цепь страданий, к-рые можно уменьшить праведными делами в цикле перерождений, осн. же целью является достижение нирваны полной отрешённости от чувств бытия. К нач. н. э., когда буддизм распространился в странах Южной, Юго-Вост. и Вост. Азии, нередко сочетаясь там с местными религиями (напр., в Китае с конфуцианством), выделились две его осн. ветви: тхеравада, или хинаяна (малая колесница), и махаяна (большая колесница). По хинаяне, нирваны может достигнуть лишь узкий круг лиц монахи монастырских общин (сангхи), в к-рые можно вступать на срок от 3 мес. до конца жизни. Имеются мужские и редко женские сангхи; половые сношения в них запрещены. По махаяне, спасения могут достигнуть и миряне, соблюдающие осн. предписанные буддизмом правила жизни; для этой ветви характерно учение об аде и рае и поклонение бодисатвам (наставникам, ведущим людей по пути внутр. совершенствования). Разновидностью махаяны является ламаизм (среди тибетцев, монголов и др.), характеризующийся обожествлением высшего духовенства далай-ламы, большими заимствованиями у шаманизма (особенно в обрядах) и значит. развитием монашества. Отношение буддизма к воспроиз-ву нас. до сих пор двойственно. Отрицая земные интересы, изображая жизнь как зло и непрерывную цепь страданий, признавая единств. путём к спасению самоограничение и самоусовершенствование, буддизм ни одной из своих догм не связывает достижение нирваны с земными обязанностями по продолжению рода. Все направления буддизма (кроме тантризма) поощряют безбрачие как наиболее верный путь к совершенству. Однако идея перевоплощений в сущности призывает к деторождению, т. к. дух может проникнуть в свою новую телесную оболочку лишь во время зачатия. Кроме того, буддизм поддерживает старые традиции, в т. ч. ранние браки, и считает употребление контрацептивов равнозначным убийству живого существа, что запрещено буддизмом. Провозглашая главенствующую роль мужчины в семье, буддизм также препятствует распространению контроля над рождаемостью, в к-ром заинтересованы прежде всего женщины. Общая числ. буддистов 250 млн. ч.
Христианство самая распространённая из мировых Р.возникло в 1 в. н. э. как секта иудаизма, но вскоре обособилось в самостоят. Р. В основе христианства лежит вера в сына Бога и земной женщины Иисуса Христа, к-рый своей мученической смертью 'искупил грехи' человечества, вера во второе пришествие Христа, в 'страшный суд' и установление царства небесного. Осн. священные книги христиан Новый завет (Евангелие и др.) и Ветхий завет, объединяемые в Библию.
В своём развитии христианство распалось на множество более или менее самостоят. церквей и сект. В сер. 1-го тыс. н. э. выделились монофизиты (считают Христа богом), несториане (Христос человек, в к-poгo вселился бог) и диофизиты (признают в Христе и божеств. и человеческую сущность). В свою очередь, постепенно возобладавшие диофизиты разделились на две церкви: римско-католич. и греко-православную; для той и другой характерен догмат триединства бога (бог отец, бог сын и бог дух святой). Позднее из католичества выделились разл. протестантские церкви и секты, а среди православных старообрядчество и др. секты. С самого начала христианство отошло от библейского завета 'Плодитесь и размножайтесь!'; достижение в христианстве осн. цели спасения души и царства небесного не связывается с к.-л. обязанностями по продолжению рода; более того, именно отказ от всего 'плотского' считается лучшим путём служения богу. С этим связан целибат (безбрачие) духовенства (у католиков), распространение монашества и появление нек-рых изуверских сект. Влияние христианства на воспроиз-во нас. обусловлено в основном его негативным отношением к контролю над рождаемостью. Христианство допускает половые сношения ('первородный грех Адама и Евы') лишь в браке и лишь на том основании, что они ведут к деторождению.
Католичество наиболее значит. ветвь христианства (580 млн. ч.). Существует как строго централизов. церковь, во главе к-рой стоит папа римский 'непогрешимый' наместник Христа на земле. Характерным для этой церкви является особое почитание апостолов Петра и Павла, культ богородицы (мадонны) и безбрачие духовенства. Среди др. ветвей христианства католичество отличается наибольшей консервативностью своих установок в области демографич. поведения. Оно до сих пор выступает против разводов и контроля над рождаемостью, что было подкреплено специальной энцикликой папы Павла VI-'Человеческая жизнь' (1968). Реакц. характер носит и принятое в 1976 в Ватикане решение о 'Положении женщины в обществе и церкви'. Таким отношением католич. церкви в значит. степени объясняется более высокий уровень рождаемости среди ее приверженцев в разл. странах мира по сравнению с последователями др. религий. В позиции Ватикана в нач. 80-х гг. намечается более гибкое отношение к проблемам народо-нас.
Православие в ходе истории разделилось на ряд местных церквей, подчиняющихся своим патриархам (константинопольскому, московскому, сербскому и др.). Целибат считается обязательным только для 'чёрного' духовенства (монашество); остальные священнослужители обязаны (напр., приходские священники) вступать в брак, однако вторичные браки им не разрешаются. Отношение православия к разводам неодобрительное, но менее жёсткое, чем в католицизме. Внутри православия появилось много сект и направлений, крупнейшим из к-рых является старообрядчество, возникшее в 17 в. в результате раскола рус. церкви после реформ патриарха Никона; этот раскол привёл к появлению многочисл. сект, часть к-рых (прыгуны, хлысты и др.) выступили за 'духовное очищение' человека, против всего 'плотского', истязали себя постами, утомительными групповыми молениями и т. п.; в секте скопцов это выразилось в полном отказе от половой жизни, в изуверском калечении людей. Подчинение православных церквей гос. власти привело к тому, что священники обычно не фиксировали внимания на правилах демографич. поведения, предоставляя верующим известную свободу. Исключением является греческая церковь, к-рая подобно католической выступает против контроля над рождаемостью. В СССР одним из первых декретов Сов. власти церковь была отделена от гoc-ва; церковные обряды крещения, венчания, похорон были заменены гражданской регистрацией. Все это подорвало влияние Р. на демографич. процессы. Общая числ. православных оценивается в 80 млн. ч.
Протестантизм возник в эпоху Реформации (16 в.) как антикатолич. движение. Он отверг папу римского как наместника бога, провозгласив идею о том, что человек может спасти душу не бегством от мирской жизни и не заслугами перед церковью, а праведной повседневной деятельностью. Крупнейшие направления протестантизма лютеранство, кальвинизм, англиканство, методизм, баптизм, пятидесятничество. В мире 340 млн. протестантов. В своём демографич. поведении протестанты не придерживаются безбрачия (у них нет и монашества), допускают разводы; они (за исключением баптистов и пятидесятников) раньше др. христиан стали практиковать контроль над рождаемостью путём применения абортов и контрацепций. В странах совместного проживания протестантов и католиков рождаемость среди первых на 20-25% ниже.
Ислам самая 'молодая' из мировых религий. Возник в нач. 7 в. в Аравии, его последователи мусульмане. Учение Мухаммеда, явно испытавшего влияния иудаизма и христианства, изложено в Коране. Для ислама характерна вера в единого бога аллаха и его пророка Мухаммеда (пророками считаются также Адам, Ной, Авраам, Моисей и Иисус), в загробную жизнь и т. п.; одна из характерных черт мусульманского культа формальный ритуализм (пятикратная ежедневная молитва с символич. омовением, пост и т. п.), а также запрещение создавать изображения бога (иконы, статуи и т. п.) и людей. В 8 в. в исламе выделились два осн. направления: сунниты, к-рые почитают Коран и сунну (священный сборник рассказов о жизни Мухаммеда), и шииты, признающие Коран и др. священное предание ахбар. Среди шиитов, составляющих св. 1/10 части всех мусульман, значит. распространение получил культ святых мучеников (особенно Хусейна). Крупной сектой суннитов являются ваххабиты, шиитов зейдиты; существует ряд др. сект и толков ислама. Осн. правила бытового поведения мусульман отражены в шариате. Общая числ. мусульман ок. 600 млн. ч.
Мн. установки ислама направлены на поддержание высокой рождаемости. Дети считаются одним из величайших благодеяний аллаха; бездетность жены важнейшая причина для развода или для того, чтобы взять другую жену (всего разрешалось иметь 4 законные жены и сколько угодно наложниц). Разрешаются браки несовершеннолетних (девочек по достижении половой зрелости, юношей с 15 лет). Браки считаются по существу обязательными; разведенные и вдовые быстро вступают в новый брак. Среди шиитов в прошлом была распространена практика временных браков (по договору). Традиц. ограничений брачно-половых отношений у мусульман сравнительно мало. Ислам закрепил приниженное положение женщин, навязал им затворничество, свёл брак к купле продаже невесты. Однако многодетные матери пользуются в мусульманских деревнях почётом и уважением; аборты запрещены. В последние десятилетия нек-рые мусульманские реформаторы выступили за ограничение рождаемости; первая мусульманская конференция по планированию семьи (Рабат, 1971) одобрила использование противозачаточных средств. Почти во всех мусульманских странах были приняты законы о запрещении многоженства и браков несовершеннолетних, однако положение женщин, особенно в сел. местности, где ешё очень сильны традиции, остается приниженным.
Распространение мировых Р. в 80-х гг. 20 в.
Буддизм является преобладающей Р. в странах Индокитая, Шри-Ланке, среди части нас. Кореи, Китая и Японии; ламаизм среди тибетцев, монголов, бурят, калмыков, тувинцев.
Христианство получило распространение среди народов Европы и в др. частях света, заселенных переселенцами из Европы. Католицизм исповедуют в Европе романские народы (итальянцы, испанцы, португальцы, французы и др.), ирландцы, бретонцы, баски, нек-рые герм. народы (австрийцы, фламандцы, часть немцев), большая часть верующих венгров, нек-рые славянские народы (поляки, чехи, хорваты, словенцы, большая часть словаков, часть зап. украинцев и белорусов), литовцы и часть латышей. Он является господств. Р. в странах Лат. Америки и на Филиппинах; значит. группы католиков имеются в США и Канаде (франко-канадцы), а также в Индокитае и нек-рых странах Африки (Нигерии, Мали и др.). В Африке существует и христианство монофизитского толка в Эфиопии и отчасти в Египте. Православие получило распространение в Юго-Вост. Европе среди греков, румын и южных славян (болгар, сербов, македонцев, черногорцев), в недавнем прошлом его исповедовало большинство нас. Европ. части СССР (русские, украинцы, белорусы, мордва, марийцы, коми, удмурты, чуваши и молдаване), нек-рые народы Кавказа (грузины и юж. осетины) и Сибири (якуты, зап. буряты и др.). К православной церкви близка армяно-григорианская церковь. Протестантизм исповедуют в Центр. и Сев. Европе большинство немцев, голландцев, шведов, норвежцев, англичан, шотландцев, финнов; он преобладает в США и др. англоязычных странах (Канаде, Австралии, Нов. Зеландии), значит. группы протестантов имеются в ЮАР и Бразилии, на терр. СССР верующие эстонцы и большинство верующих латышей.
Ислам суннитского толка распространён в Юго-Зап. Азии, а также в Индонезии, Малайзии, на юге Филиппин; значит. группы суннитов имеются в Индии и Зап. Китае. Его исповедуют все арабские народы Сев. Африки и мн. народы прилегающих стран (Сомали, Сенегала, Мали, Гвинеи, Нигера, Чада, Гамбии). Шииты составляют большинство верующих в Иране, Ираке и Йемене, а также среди верующих азербайджанцев в СССР. На терр. СССР ислам распространен среди народов Ср. Азии и Казахстана, Вост. и Сев. Кавказа, татар, башкир и тюрко-язычных народов Юж. Сибири. В Европе ислам исповедуют сравнительно небольшие группы нас. (боснийцы в Югославии, две трети албанцев, часть болгар).
Число атеистов во мн. странах мира (особенно в СССР и др. социалистич. странах) постоянно увеличивается. Однако нек-рые религ. установки, в т. ч. демографич. характера, глубоко вошли в быт, приняли форму народных традиций и в таком виде сохраняются даже среди части уже отошедшего от Р. населения.
Козлов В. И., Динамика численности народов, М. 1969; Брук С. И., Население мира. Этнодемографический справочник, М. 1981, Народонаселение стран мира, 3 изд, М. 1984.
В. И. Козлов.
Демографический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Главный редактор Д.И. Валентей.
1985.