Энциклопедия Санкт-Петербурга - фэкс
Связанные словари
Фэкс
Фабрика эксцентрического актёра, творческая мастерская, организованная в 1921 в Петрограде режиссерами Г. М. Козинцевым и Л. З. Траубергом. Занятия мастерством актёра, ориентированные на поиски яркой пластической выразительности, сочетались с постановкой спектаклей: «Женитьба» (по Н. В. Гоголю), агитобозрение «Внешторг на Эйфелевой башне».
В манифесте «Эксцентризм» (1922, статьи Козинцева, Трауберга, С. И. Юткевича, Г. Крыжицкого) эстетическая программа Ф. конкретизировалась в лозунгах агиттеатра, «низких» жанров (цирк, мюзик-холл, кино, пантомима, эстрада), была близка идеям и практике «левого фронта», находясь в прямой связи с творческими исканиями В. Э. Мейерхольда, В. В. Маяковского, С. М. Эйзенштейна. В 1924 Козинцев и Трауберг вместе с несколькими учениками перешли на «Севзапкино» (ныне «Ленфильм»), где поставили эксцентрическую агиткомедию-шарж «Похождения Октябрины». Далее Ф., пополнившись талантливой молодёжью (С. А. Герасимов, Е.А. Кузьмина, С. З. Магарилл, Я. Б. Жеймо, А. Я. Каплер, О. П. Жаков, П. С. Соболевский и др.), стала работать как мастерская внутри ленинградской киностудии. С группой постоянно работали оператор А. Н. Москвин и художник Е. Е. Еней. Для фильмов Ф. («Шинель» по Гоголю, 1926; «С. В. Д.», 1927; «Новый Вавилон», 1929) были характерны стилевая цельность, высокая изобразительная культура, сочетающая психологическую убедительность портрета с обобщённой социальной характеристикой.
Школа Ф. внесла значительный вклад и в формирование актёрского искусства советского кино. Как самостоятельная мастерская Ф. существовала до 1926. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская ЭнциклопедияРед. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.
1992
.