Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Санкт-Петербурга - гоголь николай васильевич

Гоголь николай васильевич

(1809—1852), писатель. В Петербурге с декабря 1828. В 1829—30 Г. — канцелярский служащий в Департамента государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, в Департаменте уделов; к этому же времени относятся первые опубликованные в Петербурге под псевдонимами литературные опыты Г. В письмах Г. — прообразах его «петербургской» прозы — преломляется восприятие Петербурга, оттолкнувшего юного Г. обезличенностью, замкнутостью, безучастием. В апреле 1829 Г. поселился на Большой Мещанской улице (ныне улица Плеханова, участок дома 39, не сохранился; адрес «подарен» герою наброска «Фонарь умирал»), а в конце 1829 переехал в дом Зверкова на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова, 69/18; дом перестроен). В конце 1830 — начале 1831 познакомился с В. А. Жуковским, в мае 1831 — с А. С. Пушкиным, вдохновившим Г. на создание «Ревизора» и «Мёртвых душ». Летом 1833 Г. переехал на свою последнюю петербургскую квартиру на Малой Морской улице в дом Лепена (ныне улица Гоголя, 17; мемориальная доска). Здесь написан набросок «1834», в котором «кипящий меркантильностью» Петербург, город «диких северных ночей», противопоставлен южному и древнему Киеву. Параллельно с литературным творчеством (в 1831—32 вышли 2 части «Вечеров на хуторе близ Диканьки») в Петербурге протекала педагогическая «карьера» Г. (в 1831—35 он учитель истории в Патриотическом институте), закончившаяся провалом в 1834—35, когда, уверовав в своё историческое призвание, Г. стал адъюнкт-профессором Санкт-Петербургского университета по кафедре всеобщей истории (мемориальная доска в кабинете научных сотрудников университета). В 1836 Пушкин привлёк Г. к участию в «Современнике». Неудовлетворённый премьерой «Ревизора» в Петербурге (Александрийский театр, 19 апреля 1836), Г. покинул столицу (с этого времени он большую часть жизни проводил за границей) и в дальнейшем бывал в ней лишь наездами.

В 1835 Г. издал «Арабески», куда вошли его «петербургские повести»: «Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет»; к ним примыкают также «Нос» и «Шинель». Петербург становится здесь одним из центральных героев — городом бессмысленной деловитости и мелких чиновничьих страстей (Г. рисует жизнь чиновников разных рангов, вплоть до «значительных лиц» и различных слоев петербургского «среднего» класса), но прежде всего городом с затруднённой коммуникацией. Петербург — губительный для мечтателя-романтика (несомненна автобиографичность Пискарёва) и страшный для бедного чиновника мир. Одновременно это не только образ реального города с точной социальной топографией и конкретными «уличными» реалиями (см., например, акцентированное указание на Калинкин мост — место, где мертвец-чиновник «сдирает» с прохожих шинели, «не разбирая чина и звания», петербургские маршруты свахи в «Женитьбе» и майора Ковалёва в повести «Нос»). Это и мифологический город-личность, способный лгать и притворяться (фонари, мосты, само пространство могут нести ирреальную опасность). Так, в «Невском проспекте» вырисовывается инфернальный подтекст города («ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе»); ср. также незаконченные фрагменты «Страшная рука», «Фонарь умирал». Ирреальное видит Г. и в прозаической служебной деятельности; гоголевский гротеск самую иерархию Табели о рангах превращает в силу «сверхматериальную», порождающую в Петербурге «необыкновенно-странное происшествие» — похождения отделившегося от майора Ковалёва носа и погоню за ним законного владельца; для гротескного города Петербурга характерны фантастические слухи (о танцующих стульях и пр.).

Петербург — холодный, в прямом и переносном смысле, город (морозный, ветреный Петербург, с серым петербургским небом — обычный пейзаж Петербурга у писателя), город внешнего лоска и бюрократический центр страны — появляется вслед за «Ревизором» (из писем и рассказов Хлестакова) в «Мёртвых душах»; в «Повести о капитане Копейкине» этот бессердечный город сановников предстаёт кунсткамерой «бесполезных раритетов» — от мостов до дверных ручек. Его восточные названия («Шехерезада», «Семирамида») подчёркивают впечатление нерусского «лица» столицы и пародируют её перифрастическое имя «Северная Пальмира».

Г. не только творец, но в известной степени и персонаж петербургского мифа: вымышленный автор «Записок сумасшедшего» имеет петербургский адрес писателя 1829—33; адресат Хлестакова, «шелкопёр» Тряпичкин, проживает в том же доме (указанный дом Лепена), что и автор «Ревизора». Неоднократно обращался писатель к Петербургу и в публицистике (открыто или в подразумевающем контексте). В статье «Петербургские записки 1836 г.» Петербург как апофеоз регламентации, приверженности условностям, чрезвычайной обособленности («раздробленности») сословий противопоставлен патриархальной, естественной, природной Москве (ср., например, образы чиновного господина «комильфо» Петербурга и радушной невесты Москвы). В сопоставлении с Москвой Г. определял и государственно-историческую роль Петербурга: «Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия». Воплощением истинно национального города — в альтернативе и Петербургу, и отчасти Москве, — был для Г. Рим (незаконченная повесть «Рим»). Г. называл Петербург, как и многие европейские города, «безархитектурным»; регулярность застройки он отождествлял с «неестественностью», в блестящих зданиях и шедеврах скульптуры недавнего прошлого видел гладкость, «монотонность», отсутствие господствующей цельной мысли и впечатляющей «колоссальности» (статья «Об архитектуре нынешнего времени», вызванная, видимо, и новыми постройками столицы 1830 х гг.).

Творчество Г. — творца «своего» мифа о странном, полупотустороннем городе, живописца столичного быта — источник явных и скрытых цитат, авторитет и предмет полемики для русской литры XIX — XX вв. Гоголевская традиция образа Петербурга прослеживается в произведениях писателей натуральной школы, повестях и романах Ф. М. Достоевского, в творчестве Н. А. Некрасова, В. Г. Короленко, А. Белого. Сам Г. в изображении Петербурга продолжил линию «петербургского фольклора» (сохранившиеся в записи рассказы об основании Петербурга, анекдоты о «таинственных явлениях») и отчасти Пушкина, но, в отличие от него, высокой петербургской темы и символики города не наследовал.

Именем Г. названы: бывшая Малая Морская улица (см. Гоголя улица), улицы в Парголово и в бывшем посёлке Володарский. Бюст писателя установлен в Адмиралтейском саду (1896, скульптор В. П. Крейтан). Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

Ред. коллегия: Белова Л. Н., Булдаков Г. Н., Дегтярев А. Я. и др.

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое гоголь николай васильевич
Значение слова гоголь николай васильевич
Что означает гоголь николай васильевич
Толкование слова гоголь николай васильевич
Определение термина гоголь николай васильевич
gogol nikolay vasilevich это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):