Энциклопедия Японии - бакэмоно
Бакэмоно
сверхъестественные существа японской мифологии. На бытовом уровне слово понимается как "оборотень", однако в научной литературе им обозначается совокупность всех демонических существ японского фольклора и народных верований. Сегодня японцы называют героев своей народной демонологии тремя терминами: "ёкай", "юрэй" и "о-бакэ". Первый, имеющий значение "привидение", "призрак", на самом деле понимается как "нечто странное и чудесное". Ёкай существа вполне материальные и антропоморфные, хотя их облик чаще всего необычен, более того, именно в этой необычности и заключена особая притягательность ёкай. Неординарность их внешнего вида удивляет и озадачивает: например, у ёкай, обитающего на обочине дороги, только один глаз, а у рокурокуби шея такая длинная, что создается впечатление, будто голова держится на длинном шнурке и существует почти автономно от тела. Все ёкай обитают в строго определенных местах: одни из них живут в реках и никогда не перебираются в море; другие ждут запоздалых путников на горной тропинке и никогда не приближаются к человеческому жилью. Ёкай не ищут встречи с человеком нарочно, они как бы живут своей собственной жизнью, в которую вдруг, случайно вторгается человек. Именно поэтому встреча с неведомым носит в японском фольклоре случайный, незапланированный характер. Исходя из места обитания, всех японских ёкай можно разделить на шесть групп:
1. В горах обитают летающие демоны тэнгу и ведьма ямамба;
2. На обочине дорог одноглазый итимэ кодзо и гигантское чудище микоси нюдо;
3. В доме живут домовой дзасики-вараси и хранитель амбара кура бокко;
4. В море обитают корабль-призрак фунаюрэй и появляющаяся на морском берегу в женском обличье исоонна;
5. К речным ёкай относится водяной каппа; ёкай непроточных вод нуси;
6. Среди передвигающихся, постоянно меняющих свое местонахождение особенно выделяется лошадь без головы кубикирэума.
Другая группа демонологических персонажей привидения юрэй имеет единое происхождение и облик, поскольку это духи умерших. Их цель появиться перед здравствующим человеком и в той или иной степени вступить с ним в контакт. Согласно синтоизму, души тех, кто умер собственной смертью, сублимируются в духов предков, а тем же, кто принял насильственную смерть, уготована участь стать юрэй. Причем интересно, что независимо от того, кем был умерший при жизни мужчиной или женщиной, юрэй, становясь своего рода символом неприкаянной души, является в этот мир в женском обличье. Японские привидения не привязаны к конкретному месту обитания. Особый интерес юрэй испытывают к заброшенным домам, старым храмам, полуразрушенным горным лачужкам, где и поджидают запоздалого путника. В отличие от ёкай, как правило, незадачливых, простодушных, легковерных, хотя, бывает, и зловредных, юрэй нередко являются персонажами по-настоящему страшных сказок. Иногда уже сам их облик приводит героя в ужас, ведь у привидения в женском обличье вместо лица может оказаться полупрозрачный шар с одним глазом на подбородке, а то и без глаза вовсе, или вдруг, грациозно взмахнув рукавом, неизвестная красавица оголит свой локоть, а с него будут смотреть, не моргая, целых два или три глаза. Третья группа сверхъестественных существ (о-бакэ) представлена в основном двумя персонажами животными-оборотнями лисицей и барсуком. Образ лисы-оборотня был заимствован японцами из китайской традиции, где издавна существовал культ лисы. Первоначально лиса-оборотень считалась исключительно демонической силой. Она могла принимать человеческий облик, приближаться к людям и даже жить среди них, насылая порчу и болезнь. Распознать в человеке лису мог часто только даос, хотя оборотень нередко стремился принять и его облик. Однако позднее лиса стала восприниматься как существо, находящее удовольствие в том, чтобы обманывать, жадное и не приносящее необоснованного вреда. Другой фольклорный персонаж барсук-тануки (на самом деле речь идет о енотовидной собаке, однако традиционно в нашей литературе слово "тануки" переводится как "барсук"), умеющий превращаться в самые разные предметы: ношеную обувь, старый котелок и даже в луну на сосновой ветке. Японские лисы любят превращаться в молоденьких девушек, однако зачастую их цель не вступление в связь с человеком, а исключительно сиюминутная выгода: чтоб подвезли на лошади, чтоб удалось стащить рыбки и полакомиться вдоволь, а порой и чтобы подурачить запоздалого путника. Особенно достается от лис тем, кто словом или поступком позволил себе усомниться в лисьей силе или заявил во всеуслышание, что может справиться с лисой. Лисы большие мастера превращаться и в родственников своих жертв. Однако, как правило, домочадцы быстро обнаруживают подлог, и лиса оказывается пленницей людей. Правда, финал подобного рода историй в большинстве случаев благополучный лису отпускают, взяв с нее слово больше не появляться в этих местах. Существовало несколько способов избавления от лисьей мороки. Самыми действенными считались прочтение буддийской молитвы и посыпание солью. Соль следовало сыпать вокруг обмороченного, приговаривая: "Уходи, оборотень, прочь!" Удостовериться, оборотень перед вами или нет, можно было с помощью огня. Если огонь подносили слишком близко, лиса тут же принимала свой истинный облик. То же самое случалось с ней и в глубоком сне. Особняком в системе японских сверхъестественных существ стоят черти оґни, которых можно встретить в лесу, на горе, у реки, в море, а также около человеческого жилья. Считалось, правда, что оґни в большинстве случаев обитают в двух местах: в преисподней и на особом острове, затерянном в океане и известном как Они-га дзима Остров Чертей. Появление оґни в народном искусстве и фольклоре Японии напрямую связано с проникновением буддизма и буддийскими представлениями о рае и аде. оґни воспринимались как посланники хозяина преисподней Великого князя Эмма (санскр. Яма). Именно поэтому их появление в представлении японцев было связано с огромной, объятой огнем повозкой, на которой черти мчатся за душами почивших недобрых людей. оґни великаны, обладающие невероятной силой и громовым голосом. Главная отличительная черта их внешности цвет кожи: красный, синий, желтый и т.д. У них плоские лица и огромный рот до ушей. На голове один или два рога. Нередко на лбу красуется третий глаз. оґни трехпалы, причем у них по три пальца не только на руках, но и на ногах. В некоторых случаях вместо пальцев торчат огромные гвозди. оґни почти раздеты. Единственная их одежда набедренная повязка из шкуры тигра или тряпичная фундоси. В руках железный прут, заостренный на конце. В японском фольклоре об оґни сложилось двоякое представление. С одной стороны, черти самые коварные герои сказок, с другой самые глупые и комичные. Их легче, чем кого-либо, обвести вокруг пальца, наказать и, несмотря на их силу, заставить повиноваться. оґни не лишены представлений о долге и умеют держать слово. оґни охотно идут на контакт с людьми, желая проверить их смелость и силу духа. Многие из чертей имеют свои собственные имена, что придает им большую уверенность и ощущение близости к человеку.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009