Энциклопедия Японии - балет
Балет
классический впервые появился в Японии в 1912 г., когда туда приехал итальянский балетмейстер Джованни Роси, который в течение трех лет преподавал танец в театре "Тэйкоку гэкидзё". В 1922 г. в Японии гастролировала русская балерина Анна Павлова. С этого времени в стране возник огромный интерес к классической хореографии и началась профессиональная подготовка собственных танцовщиц и танцовщиков. С 1960-го по 1964 г. в Токио функционировала Балетная школа им. Чайковского, в которой преподавали советские педагоги и балетмейстеры. На ее базе была создана труппа Токио барэдан. На международный уровень японский балет вышел лишь в последнее десятилетие. В наши дни многие японские артисты балета достигли известности за рубежами страны. Первой японской балериной, изменившей скептическое отношение к японскому балету на международной сцене, стала Морисита Ёко. В 1974 г. на престижном Международном конкурсе балета в Варне она завоевала золотую медаль, а ее партнер, в будущем муж, Симидзу Тэцутаро бронзовую. После успеха в Варне к Морисита пришло международное признание, начались многочисленные международные турне, были завоеваны новые призы. Морисита и сейчас часто танцует вместе со своим мужем Симидзу Тэцутаро, хотя последний уделяет сегодня больше внимания работе хореографа. Мировую известность завоевали и другие японские пары, например Ёсида Мияко и Кумакава Тэцуя. Балерина Бирмингемского королевского балета Ёсида отличается приверженностью к классическому стилю, к танцу сдержанной манеры. Партнер Ёсида Мияко Кумакава Тэцуя более свободно раскрывает свою индивидуальность, но во многом, как считают специалисты, танцует в стиле Барышникова. Кумакава в настоящее время ведущий актер основной труппы. Критики отмечают его виртуозную технику, танец резкий, динамичный, всегда на грани, подчас самонадеянный. Театральные критики отмечают и более молодую пару Мияути Марико, солистку труппы Колорадо балет (Денвер, США), и Сасаки Дай. До недавнего времени Мияути больше была известна по концертным выступлениям, в которых отмечались ее технические возможности. Для Сасаки Дай больше, чем для других японских танцоров, характерен русский стиль танца. Он победитель ряда конкурсов балета в бывшем СССР. Список талантливых артистов балета Японии в наши дни весьма велик. При этом профессиональная карьера все большего их числа складывается за границей, в зарубежных труппах, но основы этой карьеры чаще всего закладываются в Японии, где в настоящее время действует до десятка балетных коллективов. Большую роль в формировании национальных кадров балета сыграла и играет основанная в 1959 г. Японская балетная ассоциация, объединившая деятелей балетного искусства и балетные коллективы, в то время еще во многом слабые, переживавшие период становления. Ассоциация делала все возможное для поиска и продвижения национальных талантов. Однако в первые годы на заглавные партии приходилось приглашать известных, именитых артистов из Европы и Америки. Постепенно набирали силы собственные талантливые балерины и танцовщики, балетмейстеры. Если в 60-х гг. существовало мнение, что у японских артистов нет собственного почерка в танце, то сейчас в статьях театральных критиков внимание все чаще обращается именно на индивидуальность, самобытность. Японские балерины и танцовщики, каких бы высоких позиций они не достигали в зарубежных коллективах, считают за честь быть приглашенными на проводимые ежегодно в Японии балетные фестивали Аояма. Событием в мире балета становятся также и проводимые каждые три года в Японии Всемирные фестивали балета, на которые съезжается элита балетного мира. Во многом благодаря активности Японской балетной ассоциации балет стал занимать ведущие позиции и на ежегодных токийских фестивалях искусств. Они охватывают различные виды сценического искусства, но постепенно ведущую роль на них стали играть выступления балетных коллективов. На фестивали приглашаются коллективы со всей страны, до 150–200 танцоров. Всемирные фестивали балета, токийские фестивали искусств, балетные фестивали Аояма это балетные праздники, но нужно сказать, что повседневные репертуары японских балетных коллективов весьма и весьма обширны. Среди японских балетных коллективов есть достаточно крупные, которые осуществляют масштабные постановки собственными силами. Свое 40-летие в 1996 г. отметила труппа Асами Маки барэдан. Постоянными спектаклями в ее репертуаре стали "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Раймонда". Критики высоко оценивают постановку труппой Асами Маки барэдан спектакля "Дон-Кихот". Впервые этот спектакль был поставлен труппой в 1989 г. Новая версия осуществлена Азарием Плисецким, бывшим артистом Большого театра. Популярны в Японии спектакли труппы Маоду Мацуяма Микико известной японской артистки и балетмейстера. После сложного периода становления коллектив вышел на постановку крупных полномасштабных спектаклей, таких как "Бахчисарайский фонтан" (1957), "Отелло" (1961). Осенью 1993 г. Мацуяма барэдан отметила свое 45-летие. К этой дате труппа обновила и представила зрителю лучшие свои произведения. Быстро идет становление японск их национальных балетмейстеров. Они уделяют большое внимание развитию мужского танца, расширению национальной тематики в репертуарах спектаклей. Японские критики большое внимание уделяют и "мужскому подходу" в творчестве Ёсида Танэо основателя и руководителя Токио сити барэ, который завоевал признание и за рубежом. Увлечение японских балетмейстеров мужским танцем, возможно, объясняет и большую популярность в Японии творчества Мориса Бежара, в частности его синтетических спектаклей-пантомим, где большое внимание уделяется мужскому танцу. Балет интернациональное искусство, но обогащается оно за счет национальных мотивов. Весьма ярким обращением к национальной тематике был поставленный в 1986 г. М. Бежаром в исполнении артистов Токио барэдан спектакль "Кабуки" версия о 47 верных самураях. Спектакль был хорошо принят в странах Европы. С начала 90-х гг. национальная тематика занимает все большее и большее место в репертуарах японских балетных коллективов. Осенью 1992 г. коллективом Асами Маки барэдан поставлен спектакль "Хокуто". В основе либретто события, произошедшие в VII в. при императорском дворе, борьба за власть, трагическая любовь. Японская труппа должна иметь в своем репертуаре что-то японское, считают руководители Асами Маки барэдан, хотя в наши дни и "Лебединое озеро", и "Спящая красавица" в исполнении труппы во многом японские по духу, несмотря на то, что основаны на хореографии Петипа. Как дань национальной тематике можно рассматривать и подготовленную труппой Токио барэдан в 1993 г., к 30-й годовщине труппы, большую концертную программу на основе произведений известного японского писателя Мисима Юкио, на музыку Миядзуми Тосиро. В Мацуяма барэдан очень высоко (как одна из лучших работ на национальную тему) расценивается спектакль "Мандала" любовная интрига христианки в эпоху Эдо, когда христианство в Японии было запрещено.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009