Энциклопедия Японии - бонсай
Бонсай
традиционное искусство выращивания карликовых деревьев. Полагают, что начало "пейзажам в горшках" положил великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699–759), который вырастил в фарфоровом сосуде орхидеи и, чтобы подчеркнуть их изящество, положил вокруг стеблей белые камешки. В дальнейшем стали высаживать и карликовые деревья. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева. Сам термин "бонсай" произошел от японского произношения китайских иероглифов "пэньцзай" "выращивание в горшке". В Японии это направление известно предположительно с XI в. Японские бонсай отличаются рафинированной естественностью и тонко выверенной гармонией. Какая бы причудливая форма ни была придана деревцу, оно всегда похоже на реальное большое дерево, а отточенная выразительность художественного образа вызывает в воображении тот или иной пейзаж, окружающий его. Искусство бонсай не получило столь массового распространения, как искусство икэбана. В отличие от последнего, для создания настоящего бонсай требуется несколько десятилетий, если он выращивается из семени, и не меньше четырех-пяти лет, если основой служит карликовый саженец, выросший в жестких природных условиях, например в щели горной породы. Человек, занимающийся этим делом, должен быть и художником, который сначала мысленно создает желаемый образ, и хорошим садоводом, знающим множество тонкостей, которые позволяют правильно растить деревце. В одном из трактатов на данную тему говорится: "Беспредельная нежность требуется при выращивании карликовых деревьев". Бонсай не только требуют ласкового обращения, но и сами способны вызывать в душе человека нежность, очень похожую на чувство, испытываемое к маленькому ребенку. Первая национальная выставка карликовых деревьев состоялась в Токио в 1914 г. Выставка 1934 г., организованная в Художественной галерее парка Уэно в Токио, утвердила бонсай как полноправный национальный вид искусства. Сегодня бонсай различают по форме прямостоящая, свисающая или каскадная, по характеру посадки групповая, создающая атмосферу пейзажа или одинокое дерево на скале и так далее. Существенное значение придается количеству листвы, цветов, плодов. Размеры бонсай от нескольких сантиметров до полутора метров. Наиболее популярны деревца высотой 38–65 см. Емкость, где растет карликовое деревце, должна формой, цветом и размером сочетаться с деревцем, подчеркивать его красоту и необычность и в то же время обладать собственной художественной значимостью. Это, как правило, керамические изделия, внешне весьма простые, но часто очень старые и дорогостоящие. В настоящее время бонсай приобрели еще один важный аспект: в сложных условиях городской жизни они являются как бы связующим звеном между человеком и Природой, общение с которой всегда имело большое значение для японцев. Внимательное знакомство с бонсай помогает понять некоторые существенные особенности японской культуры, национального мышления, воспитывает и развивает художественный вкус, наблюдательность, любовь к природе. Бонсай дал толчок к развитию еще одного направления миниатюрного художественного садоводства сайкэй. Его основателем является Тосио Кавамото. Цель сайкэй создание привлекательного миниатюрного пейзажа из живых растений, в нем нет ограничений, присущих бонсай. Так, если для групповой посадки в бонсай деревца должны быть обязательно одного вида, примерно одного размера и не моложе 10 лет, то для сайкэй могут быть использованы самые разные сеянцы в разном сочетании, что делает творческую задачу особенно разнообразной и привлекательной. Также и "скалы" в сайкэй могут быть любого очертания, причем некоторые дефекты легко скрыть мхом или почвой. Таким образом, поиск "совершенного" камня здесь не является проблемой, которая становится все более сложной в бонсай. В сайкэй, как правило, используются трех-, четырехлетние растения, выращенные из семени. Когда деревца перерастают масштаб созданного пейзажа, их перемещают в другой пейзаж или пересаживают для того, чтобы культивировать уже как бонсай. Сайкэй привлекателен и сам по себе, и как разминка для мастеров бонсай. Искусство бонсай перешагнуло границы Японии, им серьезно увлекаются люди в разных странах мира, в том числе и в России.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009