Энциклопедия Японии - будо
Будо
общее название для традиционных боевых искусств японцев. Еще в период раннего феодализма в стране сформировались основные направления нравственного и физического обучения представителей военного сословия. Каждый из самураев обязан был овладеть "будзюцу" (дословно "боевое мастерство"). Позже этот комплекс стали называть "бугэй" ("боевое искусство"). В японских рукописях того времени довольно часто попадается словосочетание "бугэй дзюхаппан" ("18 боевых искусств"). Сюда включались: кюдо искусство стрельбы из лука, кэндо фехтование на мечах, искусство верховой езды, содзюцу владение копьем, плавание, яидо умение быстро выхватывать меч из ножен, что обеспечивало мгновенную победу более подготовленному, владение коротким мечом, умение обращаться с дзиттэ стальной палкой длиной около 45 см с крючком у рукояти, которой можно было не только отразить удар меча, но и обезоружить противника, искусство метания холодного оружия кинжалов, сюрикэнов, умение метать ртом иглы, владение нагината широким, чуть изогнутым лезвием на длинной, до 2 метров, рукоятке, своего рода алебардой, владение огнестрельным оружием (впервые завезенным в Японию в 1543 г.), умение пользоваться арканом, явара предшественник нынешнего Дзюдо, Ниндзюцу искусство разведчика-ниндзя, умение драться на палках, умение обращаться с модзири (вариант булавы, палица, утыканная острыми шипами), владение кусаригама железной цепью, на одном конце которой укреплен металлический шар, на другом острый серп. Примечательно, что одно из известнейших ныне боевых искусств Японии каратэ не было включено в состав "бугэй дзюхаппан". Объясняется это тем, что каратэ для японского средневековья было иностранной формой единоборства. В Японию оно пришло с Окинавы, куда в свою очередь было завезено из Китая. В период Эдо (1600–1868) строгие правила будо были несколько упрощены. Обязательным для самурая осталось изучение лишь семи предметов: фехтования, содзюцу, верховой езды, кюдо, джиу-джитсу, владения огнестрельным оружием и военной стратегии. Это и были составные Бусидо (буквально "Путь воина"). Одновременно Бусидо имел и очень важную нравственную составляющую в виде четко прописанной этической системы, в основу которой были положены неоконфуцианские принципы. Однако, в отличие от Китая, в Японии основной упор делался не на послушание младших главе семьи, а на безусловную лояльность своему сюзерену, что считалось высшей добродетелью и неукоснительной обязанностью любого воина. Это позволило говорить о Бусидо как о кодексе чести японского воина. После Реставрации Мэйдзи (1868) смысл и содержание военного искусства претерпели радикальные изменения. Боевые приемы и навыки больше не приходилось использовать в вооруженных схватках, что основательно подорвало среди юношества интерес к обучению единоборствам. А для тех, кто продолжал заниматься фехтованием, стрельбой, борьбой, более привлекательными стали духовные составляющие этих искусств, позволяющие воспитывать характер. В этой связи термин "бугэй" постепенно был заменен на "будо" ("путь оружия"). Современное будо посвящено совершенствованию техники владения оружием с помощью физических и духовных упражнений, достижению объективных стандартов, созданных на базе искусства старых мастеров. Это открывает возможности для состязательности, а значит, и превращает будо в особый вид национального спорта. Особенно заметно этот процесс пошел после окончания второй мировой войны, когда из многих боевых искусств были удалены грозящие смертью или увечьем приемы, а упор был сделан на спортивности. Это относится в первую очередь к борьбе, фехтованию, стрельбе из лука. Хотя и все остальные виды "бугэй дзюхаппан" открыты для изучения, но интерес к ним ныне минимален.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009