Энциклопедия Японии - дзидай мацури
Дзидай мацури
один из самых представительных праздников, посвященных истории страны, хотя он сравнительно молод. Первый раз отмечался 22 октября 1895 г.: в год постройки святилища Хэйан дзингу в ознаменование 1100-летней годовщины основания Киото. Святилище посвящено первому и последнему императорам, жившим здесь. Праздник начинается рано утром торжественной службой в святилище, во время которой возносятся молитвы в честь двух императоров. Затем выносят микоси священные паланкины, в которые, как утверждают, переселяются на время праздника души императоров. Позже микоси займут свое место в процессии, которая пройдет от Хэйан дзингу до императорского дворца Госё и вернется обратно. Началом ее считается момент, когда шествие проходит под сводами храмовых ворот тории, самых больших в стране. В процессии предстaвлены все исторические эпохи в соответствии с периодизацией, принятой в Японии. Разворачиваются они в обратном порядке от самой близкой к сегодняшним дням до самой древней. Возглавляют процессию представители эпохи Мэйдзи (1868–1912). Это главным образом солдаты императорской армии и участники крестьянских отрядов, которые сыграли большую роль в событиях Реставрации Мэйдзи, когда была восстановлена власть императора и положен конец господству сёгунов. В процессии периода сёгуната Токугава (1600–1868) представлен эпизод посещения императорского дворца посланником сёгуна, принесшего богатые дары. Здесь много красиво и богато одетых женщин: принцесса, предназначенная в жены последнему сёгуну, выдающаяся поэтесса и художница Отагаки Ракгэцу, основательница искусства театра Кабуки танцовщица Идзумо-но Окуни. Период Адзути-Момояма (1568–1600) представлен великими объединителями страны Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси. Шествие, посвященное первому правителю, изображает въезд этого могущественного феодала в Киото, куда он прибыл по повелению императора восстановить город, сильно пострадавший во время феодальных войн. В процессии, связанной с именем Хидэёси, воспроизведен эпизод, когда его сын в сопровождении свиты наносит визит императору по случаю своего совершеннолетия. В шествии периода Камакура (1185–1333) представлены в основном самураи в различном облачении. Здесь не видно ни поэтов, ни художников, ни деятелей других видов искусств. Это была эпоха суровых воинов. А вот следующая за ней процессия эпохи Хэйан, длившейся почти 400 лет (794–1185), пышна, нарядна, красочна. И мужчины, и женщины в сверкающих костюмах ведь они представляют императорский двор, который был средоточием всего самого изысканного и изящного. Конечно, шествие представлено выдающимися женщинами Хэйана Мурасаки Сикибу, Сэй Сёнагон, Оно-но Комати. Завершают праздничную процессию персонажи эпохи Нара (710–794), в центре которой находятся микоси с душами двух императоров. Замыкает процессию веков колесница с золотой птицей Хоо на крыше. Это персонаж китайской мифологии: у нее змеиная кожа, рыбий хвост, черепашья спина и куриный клюв. Миф говорит, что размах ее крыльев 11 781 км. В образе этой птицы заключена идея защиты всего живого на земле от всяких невзгод. Ее появление считалось счастливым предзнаменованием. Так в зримых образах проходит перед глазами сегодняшнего поколения история страны.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009