Энциклопедия Японии - гэнроку
Гэнроку
(Гэнроку дзидай) период с 1688-го по 1704 г. В историю Японии годы Гэнроку вошли как время расцвета японской культуры, часто называемое японским Ренессансом. В первой половине ХVII в. стабилизировался сёгунат Токугава. Высшее место на иерархической лестнице заняли подданные сёгуна, военные феодалы даймё. Их власть покоилась на плечах многочисленного привилегированного сословия самураев. Ниже воинов находились крестьяне, горожане, торговцы и парии. Сословное деление было очень жестким, и какие-либо перемещения были почти невозможны. Такое положение упрочивалось с развитием власти Токугава. В 1651 г. после смерти третьего сёгуна Токугава Иэмицу к власти пришел его сын Иэцуна. Во время его правления произошел определенный перелом, внешне практически незаметный, но исключительно важный для социального устройства страны. Уже почти полвека Япония находилась в состоянии стабильного мира. Империи не грозило иностранное вторжение, внутренняя ситуация была полностью под контролем самурайского правительства. Всякая деятельность иностранцев на территории страны прекратилась, никто не мог въехать или выехать из Японии без риска расстаться с головой. Эпоха Великих потрясений окончательно закончилась. На смену ей пришла эпоха Великого мира. В таких условиях внутренняя сущность военного сословия, существующего ради войны и за счет войны, стала естественно отмирать. Самураи, выполняя роль государственных чиновников, становились бюрократами, горожанами и крестьянами по своей сути. В правление Цунаёси такое положение закрепилось, хотя именно годы Гэнроку дали незабываемые и ярчайшие примеры высот самурайского духа и развития военной культуры. Именно в это время были созданы классические воинские наставления "Будо сёсин сю" и "Хагакурэ", сформированы и достигли небывалого расцвета многочисленные школы боевых искусств. Своих высот достигла в годы правления Цунаёси и японская культура. На смену художественным изыскам периода Хэйан и суровой простоте самурайского быта пришло искусство нового поколения Японии. Ремесленники, торговцы, ростовщики эти презираемые самураями, но необходимые им сословия все решительнее заявляли о себе. Они не только занимались преумножением своих капиталов, но и создавали свою городскую культуру: литературу, театр, живопись. Развитие в мирных условиях сельского хозяйства и торговли привело к быстрому росту городов, особенно расположенных в центральной части Хонсю: Эдо, Осака, Киото. Скопление в этих городах большого числа ремесленников, торговцев, артистов способствовало созданию нового языка, стиля общения, одежды, поведения людей в целом. В отличие от самураев, которые были скованы железной дисциплиной и обязанностями по несению военной и гражданской службы, горожане были гораздо более свободны и с большей самостоятельностью могли зарабатывать и тратить деньги. Они сами создавали для себя развлечения, используя для этого иногда традиционные виды искусств. Так случилось с древним театральным жанром Но, бывшим в большом почете у аристократов и самураев высокого ранга. ХVII в. стал временем зарождения, а ХVIII в. расцвета преобразованного из Но драматического искусства Кабуки. Созданный для многочисленных горожан и удовлетворяющий их потребностям, театр Кабуки стал пользоваться огромной популярностью. Драмы и пьесы великого драматурга годов Гэнроку Тикамацу Мондзаэмона и сегодня читаются с большим интересом, в том числе и как ценнейший источник документальных сведений о нравах, обычаях и быте того времени. Развитие печатной техники, позаимствованной из Кореи, позволило поднять на высокий уровень образование и просвещение. Уже в то время уровень образования в Японии был одним из самых высоких в мире. Огромными тиражами в виде книжечек небольшого формата канадзоси издавались труды японских философов и конфуцианских классиков в популярном изложении. Эпоха Гэнроку характеризовалась и усиленным развитием многочисленных философских течений, среди которых особенно было заметно влияние неоконфуцианских ученых. Формировались и другие школы, в основном китайского происхождения. Среди японских мыслителей даже создалось особое научное направление кангаку, т. е. китайские науки. Необычайной популярностью пользовались красочно иллюстрированные книги, повествующие о жизни горожан. Особенно знаменит стал один из авторов этого жанра Ихара Сайкаку. Он положил начало особенно любимому японцами искусству новеллы. Он же был родоначальником основных направлений в литературном течении укиё-дзоси ("записки о бренном мире"), очень популярном у горожан: косёкумоно любовные драмы, букэмоно новеллы из жизни воинов и тёнинмоно рассказы о жизни горожан, главным образом торговцев. Цветные гравюры Укиё-э стали визитной карточкой японского изобразительного искусства, так же как и искусство нэцкэ, зародившееся тогда же. С эпохой Гэнроку связано и еще одно имя, ставшее известным во всем мире, великий поэт, мастер хайку Мацуо Басё достиг вершин в сложнейшем и доступном не многим искусстве выражения многообразных человеческих эмоций в гениальном по своей простоте и краткости поэтическом произведении. Эпоха Гэнроку золотой век японской культуры.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009