Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Японии - ходзё

 

Ходзё

(Ходзёси), род военно-феодальный род эпохи Камакура (1185–1333). Семья была основана Тайра-но Токииэ, принявшего имя Ходзё. Его внук Ходзё Токимаса (1138–1215) был назначен присматривать за оставленным в живых Ёритомо, сыном Минамото-но Ёсинака. Случилось так, что со временем Токимаса стал сподвижником Ёритомо и тот даже женился на дочери своего надсмотрщика Ходзё Масако. Когда Минамото-но Ёритомо основал полевую ставку нового военного правительства в Камакуре в 1185 г., Токимаса активно помогал ему в этом. В 1192 г. Минамото стал сёгуном, и все это время Ходзё находились рядом с ним. В 1199 г. Ёритомо умер, и контроль за властными структурами перешел в руки Ходзё Токимаса и Масако, первый из которых в 1203 г. стал легальным регентом при сёгуне. У Масако было двое сыновей от Минамото Ёрииэ (1182–1204) и Санэтомо (1192–1219). Ставший сёгуном Ёрииэ был противником дома Ходзё, но не смог ничего противопоставить своим родственникам и в 1204 г. был убит. Следующим сёгуном стал Санэтомо. Это устраивало Токимасу. Он стал сиккэном регентом при несовершеннолетнем сёгуне еще в 1204 г., но стремился к еще большему упрочению своего положения и надеялся сделать сёгуном своего зятя Томомасу. Этого не могла допустить Ходзё Масако, имевшая свои планы на власть. Она добилась того, что ее отец стал буддийским монахом и уехал в провинцию Идзу. Томомаса был убит. Сиккэном стал брат Масако Ёситоки (1163–1224). Ходзё Ёситоки пытался проводить политику, направленную на упрочение своего собственного влияния среди самураев, но встретил сопротивление со стороны ряда влиятельных военных домов. В 1213 г. Ходзё спровоцировал на заговор против себя главу самурайского управления Ваду Ёсимори. Естественно, заговор был раскрыт, а Ёситоки расширил свои владения за счет конфискованных земель заговорщиков. Через четыре года сёгун Санэтомо был убит. Ёситоки приобрел огромное влияние и право подписи под указами сёгуната. Теперь его главным противником был император Го-Тоба. В 1221 г. Го-Тоба объявил Ёситоки своим врагом и узурпатором власти. К императору примкнули многие бывшие вассалы Минамото, и началось открытое вооруженное столкновение (смута годов Дзёкю). Ходзё Масако, Ёситоки и его сын Ясутоки бросились в решительную атаку на Киото и разбили войска Го-Тобы. Экс-император и его сын были сосланы, а их земли конфискованы бакуфу. Ходзё заметно укрепили свое положение в качестве наследственных регентов, выполняющих функции по фактическому управлению государством. В 1224 г. на смену умершему Ёситоки пришел его сын Ясутоки (1183–1242). К этому времени Ясутоки уже был хорошо известен как смелый воин, умелый полководец, образованный человек и активный сторонник конфуцианства. Еще через год умерла Ходзё Масако. Ясутоки в самом начале своего правления ввел институт сорегентов рэнсё, которые назначались только из дома Ходзё, но даже в такой форме это создавало некоторую видимость коллегиальности управления и даже демократии. С этой же целью был создан Государственный совет хёдзёсю, ставший высшим органом бакуфу. В таких условиях Ходзё развязали себе руки. Ведь теперь, в отличие от сёгуна, которому для принятия решений требовалось формальное одобрение императора, регенты, обосновывая свои указы, ссылались на коллегиальность в принятии решении и были гораздо более свободны в этом отношении. Такую систему закрепил юридический кодекс "Госэмбай сикимоку", принятый в 1232 г. и инициатором создания которого был Ходзё Ясутоки. Этот человек стал вторым в истории Японии после Минамото Ёритомо выдающимся строителем военного государства. Но, в отличие от Ёритомо, бывшего военным диктатором, Ясутоки стремился к соблюдению законности и сохранению конфуцианских принципов в управлении государством. Когда в 1242 г. Ходзё Ясутоки умер, в бакуфу начался период нестабильности. Его сыновья умерли раньше него, и сиккэном стал его внук Цунэтоки (1224–1246). Через четыре года умер и он. Его место занял младший брат Токиёри. В том же году Токиёри предотвратил мятеж, организованный своими родственниками, а затем уничтожил второй по могуществу клан в стране Миура, устранив таким образом опасного конкурента в борьбе за власть. Ходзё Токиёри также стремился к укреплению "просвещенного правления". Он изучал старинные китайские теории по управлению государством, а его родственник Санэтака стал основателем знаменитой библиотеки "Канадзава бунко". В своем стремлении к справедливому правлению Токиёри дошел до того, что инкогнито путешествовал по стране, чтобы лично увидеть жизнь простого народа. Сам будучи крайне непритязательным в жилье и пище, он стремился сделать жизнь, особенно в Камакуре, как можно более аскетичной и праведной. Значительные усилия направлялись на поддержание общественного порядка, чистоты и сохранения морального облика горожан. Была не в почете роскошь, запрещена продажа сакэ. За поведением самураев осуществлялся строжайший надзор. В 1256 г. Токиёри оставил пост сиккэна и стал буддийским монахом, сохранив по традиции влияние на государственную политику. Большое внимание уделял он и установлению нормальных отношений с императорским двором, направляя в Киото специальные дипломатические миссии. Будучи известным противником денежного обращения, Токиёри приказал изготовить знаменитую ныне статую большого Будды в Камакуре, используя при литье большое количество медных монет, собранных по всей стране монахами-добровольцами. Стремление к экономии и спартанско-буддийскому стилю жизни заставило Токиёри ограничить и внешнюю торговлю допуском в Японию лишь пяти китайских судов в год. До этого в Китай отправлялось по 40–50 судов и вывозилось с материка такое количество монет, что финансовая система Поднебесной империи оказалась под угрозой. Несмотря на свой уход из власти в 1256 г., через пять лет Токиёри стал автором новых законов. Он практически запретил охоту и ограничил лов рыбы. Особенно жесткие требования предъявлялись к буддийским и синтоистским монахам. Запрещены были азартные игры и продажа рабов. В целом Токиёри пытался вернуться в управлении страной к принципам полулегендарных китайских императоров-конфуцианцев, но при этом часто отрывался от действительности и не владел реальной обстановкой. Ходзё Токиёри скончался в 1263 г., сменивший его Нагатоки на год позже. Новому сиккэну Токимунэ было всего 14 лет, и временно этот пост занял сорегент Масамура. Их обоих вскоре ждало тяжелое испытание. В 1267 г. Япония получила первое письмо от внука Чингисхана Хубилая с предложением "установить дружественные отношения". Императорский двор, военное правительство встали перед выбором: ответить на предложение Хубилая согласием означало признать подчиненное положение Японии по отношению к монголам; в противном случае государство ожидала война. Решение принял восемнадцатилетний Ходзё Токимунэ (1251–1284), ставший регентом сёгуна. Он провозгласил жесткую политику по защите национальных интересов страны и приказал готовить государство к обороне. После отражения монгольского нашествия Ходзё столкнулись с новыми трудностями, на этот раз внутри страны. Ослабла экономика. Разоренные войной крестьяне, не имеющие более возможности нести тяжелое бремя налогов, активно стали покидать свои земли. Страну заполонили банды разбойников, ослабела вся центральная власть. Для спасения положения Ходзё назначили на все ключевые должности членов своей семьи. Фактическая власть в стране перешла законным путем в руки одного рода, сохранив при этом видимость коллегиальности. После смерти Токимунэ в 1284 г. регентом стал 14-летний Садатоки. При нем сохранилась и упрочилась генеральная линия Ходзё на "праведное правление", укрепление морали и т. д. Дом Ходзё увеличил свои владения и укрепил положение как глава военного правительства. Для усиления правящей роли Ходзё Садатоки пришлось пойти на некоторые непопулярные среди его ближайшего окружения меры, которые привели к серии мятежей в 1285–1293 гг. Все они были самым решительным образом подавлены; Садатоки стал единоличным военным правителем и оставался им до своей смерти в 1311 г. Сиккэном после его смерти стал 9-летний Такатоки. Естественно, он не мог еще исполнять своих обязанностей, сначала из-за малого возраста, а затем по причине слабого здоровья. Ситуацией умело воспользовался столичный двор во главе с императором Го-Дайго. В 1333 г., когда армии восставшего императора приблизились к Киото, командующий войсками сёгуната Асикага Такаудзи изменил своему хозяину и повернул оружие против Ходзё. Сёгунат пал. Все члены дома Ходзё во главе с Такатоки совершили самоубийство.

Япония от А до Я. Энциклопедия

EdwART

2009

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ходзё
Значение слова ходзё
Что означает ходзё
Толкование слова ходзё
Определение термина ходзё
hodze это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины