Энциклопедия Японии - ками
Ками
божества или духи японской национальной религии синто. Поклонение и обожествление природных сил и явлений солнца, гор, ветра, дождя, моря, животных, растений, скал, рек, ручьев и пр. предоснова синто. На более позднем этапе стали обожествлять различные понятия: ум, физическую силу и т. п. "Ками" присутствовали повсюду. Одухотворялось даже слово: дух его назывался "котодама"... Обожествлялись умершие. Мир японца населен мириадами "ками". Набожный японец думает, что после смерти он станет одним из них. "Ками" древности, будучи духами, не нуждались в постоянных жилищах. Первые святилища появились в V–VI вв. Но с "ками" надо было общаться, чтобы испросить их покровительство. Для этого выбирались специальные места, куда "ками" могли на время "снизойти": вершина горы или же отдельно стоящее дерево, а то и необычной формы скала или камень. Такие места обозначали веточкой вечнозеленого дерева сакаки, огораживали симэнава свитой из соломы веревкой. Обряд общения с "ками" состоял из его встречи, пиршества "вместе с ним" и проводов. Пиршество было самой важной частью обряда: считалось, что, вкушая "вместе с божеством" принесенные ему в дар яства, люди приобщаются к "ками", обретают его покровительство. Встреча с "ками" происходила глубокой ночью, что придавало обряду таинственный, мистический характер. После проводов божества использовавшиеся в ходе обряда ритуальные предметы либо сжигали, либо закапывали в землю. И только соломенная веревка напоминала людям о том, что перед ними место, куда "нисходят боги". Первобытные шаманские и колдовские обряды синто начали приходить к определенному единообразию только в V–VI в., когда императорский двор стал брать под свой контроль деятельность синтоистских храмов. В синтоистском воззрении на мир нет разделения на живое и неживое: для приверженцев синто все живое и животные, и растения, и вещи; во всяком природном явлении и в самом человеке живет божество "ками". Некоторые считают, что люди и есть "ками", или, вернее, "ками" располагаются в них, или в конечном счете они впоследствии могут стать "ками". Согласно синто, мир "ками" это не потустороннее обиталище, отличное от мира людей. "Ками" объединены с людьми, поэтому людям не нужно искать спасения где-то в другом мире. По синто, спасение обеспечивается путем слияния с "ками" в повседневной жизни.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009