Энциклопедия Японии - кобаяси такидзи
Кобаяси такидзи
(1903–1933) идеолог и ключевая фигура в пролетарской литературе Японии, появление которой связано с началом издания журнала "Танэмаку хито" ("Сеятель") в 1921 г. Идейная направленность журнала "Сеятель" была обусловлена влиянием западных писателей марксистской направленности Генри Барбюса, Анатоля Франса и других. В дальнейшем на смену "Сеятелю" в 1924 г. приходит журнал "Бунгэй сэнсэн" ("Литературный фронт"). Литераторы и теоретики пролетарской литературы с резкой критикой обрушиваются на писателей модернизма и неосенсуализма, обвиняя их в отрыве от насущных задач и классовой борьбы, в сосредоточении ими всего внимания исключительно на внутреннем мире человека. Выпускник Высшего коммерческого училища, Кобаяси Такидзи впоследствии работал в банке в г. Отару (Хоккайдо). На идейные взгляды будущего писателя влияние оказали различные философские теории и воззрения, в том числе и известных литераторов западной, японской и русской литературы Барбюса, Стриндберга, Акутагавы, Горького. В ранних произведениях писателя (новеллы "Старший брат", "Кэн") присутствуют романтизм и гуманизм как основная черта творческого метода. В дальнейшем Кобаяси начинает принимать активное участие в деятельности рабочих организаций г. Отару, вступив в 1927 г. в местное отделение Федерации деятелей рабоче-крестьянского искусства. С этого времени деятельность Кобаяси Такидзи в качестве функционера Компартии Японии достигла кульминационного периода: он пишет одно из своих лучших произведений в духе социалистического реализма рассказ "Затравили собаками", повести "Снегозащитная роща", "Краболов" (1928). "Краболов" характеризуется тем, что в повести нет главного героя и каких-либо конкретных действующих лиц. В произведении рассказ идет о том, как на судне-заводе по отлову рыбы и крабов устанавливается полуколониальная система эксплуатации; соответственно, в основе повести лежит социальная проблема. Судьбы разных персонажей шахтера, студентов и прочих людей, вынужденных ради заработка подрядиться на судно, автором едва намечены несколько скупых штрихов, не более. В конце концов все они устраивают забастовку, которая, однако, заканчивается провалом: приходит военный линкор и зачинщиков ссаживают с краболова. Большинство произведений Кобаяси Такидзи представляет интерес и с художественной точки зрения, поскольку при изображении тех или иных персонажей автор умело сочетает элементы романтизма, плакатности и гротеска с чертами реализма. Дальнейшее развитие подобного направления можно найти в повестях "Фабричная ячейка", "Жизнь для партии" (1933) и др., в которых жизненное кредо писателя находит новое воплощение это жизнь и борьба для партии. Однако несмотря на явную идеологическую ангажированность данных произведений, они воспринимаются в жанре детективной прозы герои, скрывающиеся от полиции, вынуждены уходить от преследования, менять квартиры, т.е. жить напряженной жизнью настоящего борца-подпольщика. Роман-эпопея "Люди переходного периода" так и остался незавершенным. В последний раз писатель был арестован в 1933 г., зверски избит и скончался в полицейском участке.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009