Энциклопедия Японии - курацукури-но тори
Курацукури-но тори
(начало VII в.) скульптор. Его дед, натурализовавшийся в Японии китайский ремесленник, прославился изготовлением седел (курацукури). Отец, Курацукури-но Тасуна, приобрел известность как скульптор-резчик буддийских изображений. Сам Тори пользовался покровительством принца Сётоку тайси. В его мастерской была создана самая ранняя часть алтаря Золотого зала храма Хорюдзи в Нара. Бронзовая группа, изображающая спасителя человечества Будду Сяка-Нёрай, сопровождаемого двумя бодхисаттвами, была отлита в 623 г. и стала главной святыней храма. В ней нашел художественное воплощение классический тип божества в том виде, как он сложился в Японии к VII в. Эта статуя стала своеобразным стилистическим эталоном для многих последующих мастеров. Эта работа Тори отлично сохранилась, и о ней хотелось бы рассказать подробнее. Троица Шакьямуни изображает основателя буддизма с двумя бодхисаттвами. Скульптура невелика: главная фигура не достигает в высоту и 90 сантиметров. Шакьямуни изображен сидящим на лотосовом троне, скрестив ноги. Считалось, что такая поза в наибольшей степени располагает к углубленному самосозерцанию, а через него достижению просветления, вхождению в нирвану. Лотос символизирует чистоту и одновременно центр Вселенной. Восседая на лотосовом троне, Будда демонстрирует универсальность своего учения. Шакьямуни облачен в монашеское одеяние напоминание о том, что принц Готама, прежде чем достичь просветления, ушел из мира и стал странствующим монахом. Безмятежное лицо Шакьямуни отражает его внутреннюю гармонию, на губах играет легкая улыбка свидетельство духовной радости достигшего просветления существа, которого больше не беспокоят мирские заботы и тревоги. На лбу Шакьямуни углубление, третий глаз, свидетельство того, что он все видит. Его большие уши с оттянутыми мочками призваны показать, что Будда все слышит, а возвышение на голове свидетельствует о его глубокой мудрости. У Будды короткие волосы, что естественно: принц Готама срезал их, когда стал монахом. Правая рука Шакьямуни поднята в жесте, который призывает людей не испытывать страха. Левая рука протянута вперед открытой ладонью вверх. Это рука дающего благо. Позади Шакьямуни большой пылающий нимб, отражающий исходящий от него свет. На нимбе изображены маленькие будды. Это будды прошлого визуальное отражение того, что Шакьямуни лишь одно из проявлений Универсального Будды, вечного во времени и бесконечного в пространстве... Мастер отлично выполнил стоявшую перед ним задачу: побудить человека проникнуться духом учения Будды, воплощенного в статую. Даже тех, кто не принадлежит к числу адептов буддизма, при виде этой скульптурной группы невольно охватывает чувство душевного спокойствия, умиротворенности, внутренней гармонии. И это говорит о том, что перед нами не поделка ремесленника, а работа творца, вложившего в нее часть души, свою веру, свои убеждения. По свидетельству специалистов, изучавших Троицу Шакьямуни в сравнении со служившими для нее образцами статуями эпохи Вэйской династии, работа мастера Тори более выразительно передает ту высокую одухотворенность, которой проникнут образ Шакьямуни.
Япония от А до Я. Энциклопедия
EdwART
2009