Энциклопедия Москвы - ампир
Связанные словари
Ампир
стиль в архитектуре первой трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Использовал те же мотивы античного зодчества, что и классицизм XVIII в. (ордерная система, портик с колоннами, увенчанный фронтоном или аттиком и выделяющий центральную часть здания, рустовка нижнего яруса), но отличался стремлением к большей строгости и простоте, а в ряде случаев — к суровой массивности форм. В архитектурном декоре ампира преобладает военная эмблематика (ликторские связки, лавровые венки, факелы, гении славы и т.д.), в окраске зданий — нейтральные цвета (преимущественно жёлтый). В московской архитектуре ампир получил широкое распространение в процессе восстановления и реконструкции города после пожара 1812 (главным образом под руководством О.И. Бове). В Москве появились величественные общественные здания (Большой театр, Вдовий дом, Манеж, Провиантские склады). Однако в основном облик «ампирной» Москвы определили уютные особняки и городские усадьбы (дом Луниных, усадьба Усачёвых—Найдёновых; постройки А.Г. Григорьева — дом Лопухина — Станицкой, ныне Музей Л.Н. Толстого на Пречистенке, 11, 1817—22, и др.).
Литература: Аркин Д.Е., Классицизм и ампир в Москве, «Архитектура СССР», 1935, № 10 — 11; Федоров-Давыдов А.А., Архитектура Москвы после Отечественной войны 1812 года, М., 1953; Николаев Е.В., Классическая Москва, М., 1975.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992