Энциклопедия Москвы - андреев николай андреевич
Связанные словари
Андреев николай андреевич
(1873, Москва — 1932, там же), скульптор, рисовальщик, заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). Учился в Строгановском училище (1885— 1891), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1892—1901) у С.М. Волнухина. В серии скульптурных портретов, запечатлевших виднейших представителей московской интеллигенции (П.Д. Боборыкина, 1904, Л.Н. Толстого, 1905, оба — бронза, все — в Государственной Третьяковской галерее), с большой остротой выразил индивидуальные особенности душевного склада и облика, тонко обыграл возможности свободной живописной лепки, передающей как бы мгновенно схваченное жизненное впечатление. В 1900-х гг. работал над проектами памятников М.И. Глинке, К.Д. Ушинскому, первопечатнику Ивану Фёдорову. В памятнике Н.В. Гоголю (бронза, гранит, 1904 — 1909; открыт на Пречистенском, ныне Гоголевском, бульваре, с 1956 — на Никитском бульваре, во дворе д. 7) соединил обобщённость и конструктивную ясность форм с заострённостью линий и силуэта, обусловивших яркую характерность образа. Проявившиеся в этой работе лирическое, камерное начало, особая созвучность её внутреннего строя масштабу московской городской среды нашли своё продолжение в решении памятника А.Н. Островскому перед зданием Малого театра (бронза, гранит, 1924—29). Сблизившись с коллективом МХТ, Андреев проявил себя изобретательным художником-карикатуристом при оформлении театральных «капустников» (панно «Олимп художественного театра», 1910). Работал как театральный декоратор, умело и достоверно воссоздающий на сцене реальную среду действия («Флорентийская трагедия», 1916; «Король тёмного чертога», 1919; «Ревизор», 1921; «Дело», 1927; «Человек, который смеётся», 1929). В сотрудничестве с К.С. Станиславским разрабатывал новые, лаконически-конструктивные и экспрессивно-выразительные принципы оформления сценического пространства (мистерия «Каин», 1920). Участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, акцентируя геометрическую ясность, простоту, суровую резкость форм (памятники А.И. Герцену, Н.П. Огарёву перед зданием МГУ на Моховой улице, 1918—22; барельеф «В.Г. Белинский», 1920, Государственная Третьяковская галерея, все — гранитная крошка в цементе). В поисках героико-патетической образности обращался к наследию классицизма (аллегорическая статуя Свободы для обелиска Советской конституции, 1918—19; фигура не сохранилась, голова — в Государственной Третьяковской галерее). По зарисовкам с натуры и личным воспоминаниям выполнял с 1920-х гг. многочисленные графические и скульптурные портреты В.И. Ленина. Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1900—32 жил и работал Андреев (Большой Афанасьевский переулок, 27), — мемориальная доска.
Литература: Бакушинский А.В., Н.А. Андреев, М., 1939; Дубовицкая Н., Н. Андреев, М., 1970; Трифонова Л.П., Н.А. Андреев, Л., 1987.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992