Энциклопедия Москвы - белый андрей
Связанные словари
Белый андрей
(настоящие имя и фамилия Борис Николаевич Бугаев) (1880, Москва — 1934, там же), писатель, один из ведущих деятелей русского символизма. Сын профессора Московского университета. Значительная часть жизни Андрея Белого (до 1906) прошла в доме на углу улицы Арбат и Денежного переулка (Арбат, 55; здание построено в 1878 архитектором М.А. Арсеньевым на основе городской усадьбы XVIII—XIX вв.; перестроено в 1880). В 1891—99 учился в частной гимназии Л.И. Поливанова (Пречистенка, 32), известной своим прекрасно поставленным образованием. В 1903 закончил математический факультет Московского университета. Осенью 1904 вторично поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но в 1905 прекратил посещение лекций. На квартире Андрея Белого собирался кружок младосимволистов «Аргонавты», которым руководил сам молодой поэт. В кружок входили племянник Вл.С. Соловьёва — С.М. Соловьёв (с его семьёй, проживавшей в этом же доме, Андрей Белый сблизился в конце 1895 — начале 1896), Эллис (Л.Л. Кобылинский), А.С. Петровский, М.И. Сизов и др. На этой квартире 10 января 1904 произошла первая встреча писателя с А.А. Блоком. Ей предшествовала переписка, продолжавшаяся впоследствии всю жизнь. 1906 — 1909, несмотря на частые отлучки из Москвы, — время наибольшей консолидации Андрея Белого с московскими символистами в их споре с петербургскими по поводу «мистического анархизма», где писатель вполне проявил свойственные ему резкость и запальчивость. Писатель сближается также с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, Д.В. Философовым, Вяч. Ивановым, юной М.С. Шагинян, активно участвует в деятельности московских литературно-художественных организаций (Общество свободной эстетики, Литературно-художественный кружок, «Дом песни»). В 1910 Андрей Белый совместно с братом композитора Н.К. Метнера — Э.К. Метнером и Эллисом основал в Москве издательство «Мусагет». Андрей Белый был связан тесными и сложными отношениями с В.Я. Брюсовым, знакомство с которым началось ещё в 1901—02, а своеобразная «умственная дуэль» (с 1904) отражена во многих стихах Брюсова и его романе «Огненный ангел», где прототипами главных героев стали Андрей Белый, сам автор и Н.И. Петровская — объект «мистериальной» любви Андрея Белого. Писатель сотрудничал в руководимых им символистских книгоиздательстве «Скорпион» и журнале «Весы», располагавшихся в здании гостиницы «Метрополь» (Театральная площадь, 1). В 1910—16 и 1921—23 Андрей Белый жил в основном за границей, а также в Петербурге. В Москве периода Гражданской войны неоднократно выступал во «Дворце искусств» (Поварская улица, 52; см. Дом литераторов). Андрей Белый, автор многочисленных сборников стихов, романов («Котик Летаев», «Петербург» и др.), философских и художественно-критических трудов, в том числе посвящённых И.В. Гёте и современным толкователям его натурфилософского наследия, был также создателем своеобразного автобиографического, историко-социологического и нравоописательного романа «Москва» (ч. 1 — «Московский чудак», 1926; ч. 2 — «Москва под ударом», 1926; ч. 3 — «Маски», 1932), поэмы «Первое свидание» (1921), мемуаров «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933) и «Между двух революций» (1934), в которых показана бурная и разноликая жизнь интеллигенции начала XX в. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Литература: Орлов Вл., История одной «дружбы-вражды», в его книге: Пути и судьбы, Л., 1971; Воронин С., Из истории несостоявшейся постановки драмы Андрея Белого «Москва», «Театр», 1984, № 2; Цветаева М.И., Об искусстве, М., 1991.
К.В. Стародуб.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992