Энциклопедия Москвы - церковь мартина исповедника
Связанные словари
Церковь мартина исповедника
в Алексеевской Новой слободе (Большая Коммунистическая улица, 15/2). Построена в 1791—1806 по проекту архитектора Р.Р. Казакова, на средства московского городского головы В.Я. Жигарева. Главный престол посвящён Вознесению Господнему, боковые — иконе Грузинской Богоматери и Мартину Исповеднику. Предположительно, церковь стоит на месте деревянного храма, известного с 1492, когда эти земли (на левом берегу р. Яузы) принадлежали Андроникову монастырю. Архитектура здания, поднятого на высоком цоколе, выдержана в стиле классицизма и характеризуется торжественно-строгой трактовкой объёмных и декоративных форм, отчасти предвосхищающих художественные принципы ампира. Церковь состоит из двухсветного четырёхстолпного четверика с большой полукруглой апсидой, примыкающего к нему с запада притвора (повторяет форму апсиды) и соединённой с ним коротким переходом высокой трехъярусной колокольни. Храм завершён купольной световой ротондой и небольшими низкими «глухими» барабанами, поставленными над его углами. Динамично уменьшающиеся по объёму кверху ярусы колокольни — два нижних четверика и верхний цилиндр, увенчанный шатром, создают эффектную вертикаль, рассчитанную на восприятие с большого расстояния. Монументальному объёмному решению здания соответствует укрупнённый масштаб ордерных композиций, использованных в оформлении его фасадов. Особенно впечатляют сильно выступающие восьмиколонные тосканские портики на боковых фасадах храма, пропорции которых повторяют колоннады, опоясывающие апсиду и притвор, а также пилястровые портики нижнего яруса колокольни. Ордерная тема продолжена в декорировке центральной ротонды храма и верхних ярусов колокольни, оформленных колоннами с лепными композитными капителями. Крупные ордерные обрамления получили окна, расположенные по сторонам портиков на боковых фасадах храма, а также на апсиде и притворе. В интерьере сохранились настенные росписи начала XIX в. Ограда вокруг церкви конца XIX в. Святыня, хранящаяся в храме, — икона Грузинской Богоматери из разрушенной одноименной церкви на Воронцовом поле. Величественный силуэт храма активно доминирует в панораме Заяузья, открывающейся с противоположного берега реки, но особенно выразительно воспринимается от Садового кольца, подавляя своим объёмом окружающую застройку. Церковь была закрыта в начале 1920-х гг., вновь освящена в 1991.
П.Н. Шармин.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992