Энциклопедия Москвы - церковь спаса преображения
Связанные словари
Церковь спаса преображения
(на Ленивом Торжке, на Ленивке, на Ордынке) (Пятницкая улица, 26/7). Сооружена на средства купца и фабриканта К.М. Матвеева в 1762—69, сохранив с запада трапезную и колокольню, пристроенные архитектором А.П. Евлашевым в 1756—58 к предшествующей церкви (1720). До неё на этом месте стоял кирпичный храм 1657, а ещё ранее — деревянная церковь, известная с 1612 (в то время здесь находился укреплённый острожек, при котором состоялось сражение русских ополченцев с отрядом гетмана Хоткевича). Не имеющая аналогов в московской архитектуре XVIII в. пятиглавая церковь соборного типа выстроена в стиле развитого барокко с использованием ордерных форм, вероятно, архитектором И.Я. Яковлевым, возможно, по проекту П.А. Трезини. Собственно храм (главный престол Спаса Преображения, боковые — Знамения, Неопалимой Купины и Николая Чудотворца) представляет собой грандиозный двухсветный четырёхстолпный объём с плоскими ризалитами на всех фасадах, увенчанный купольными световыми барабанами с главами, что придаёт ему чрезвычайную компактность и монолитность. В панораме Замоскворечья, открывающейся с левого берега Москвы-реки, он воспринимается как ведущий архитектурный акцент, подавляющий своим размером окружающую застройку. Небольшой притвор с западной стороны объединяет храм с трапезной (престолы Климента папы Римского и Петра Александрийского). Фасады храма получили характерное для позднего барокко насыщенное декоративное убранство; тонкая прорисовка картушей в тимпанах фронтонов, лепных гирлянд под подоконниками окон и головок херувимов в перемычках напоминает дворцовые постройки Петербурга. Над венчающим карнизом храма укреплена замечательная кованая декоративная решётка (первоначально была покрыта позолотой). Своеобразие просторного и торжественного интерьера храма определяет наличие широких галерей (хоров) во втором ярусе (здесь находились престолы Вознесенский и Рождества Богоматери). В храме сохранились первоначальные лепная отделка и барочный иконостас. Характерная для второй половины XVIII в. барочная ограда церковного участка (занимает часть квартала, ограниченного Пятницкой улицей, Климентовским и Голиковым переулками) с западной стороны по Голикову переулку сохранилась без изменений, а с северной — по Климентовскому переулку — была «перенесена» ближе к церкви в 1957 при регулировании красной линии. С восточной стороны на месте небольшого сквера находилась интереснейшая постройка XVIII в. — надкладезный павильон-пропилеи (разобран в 1930-х гг.), оформлявший вход на территории участка с Пятницкой улицей. Церковь была закрыта в 1934. Частично реставрирована в 1970-х гг.
П.Н. Шармин.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992