Энциклопедия Москвы - цфасман александр наумович
Связанные словари
Цфасман александр наумович
(1906, Александровск, ныне Запорожье, — 1971, Москва), композитор, пианист, дирижёр, заслуженный артист РСФСР (1957). Один из основоположников отечественного джаза и его пропагандист; пианист-виртуоз. Родился в семье парикмахера. С 7 лет обучался игре на скрипке и фортепьяно, с 12 — на фортепьянном отделении Музыкального техникума в Нижнем Новгороде. С 1923 в Москве; заведующий музыкальным отделом Московской драматической студии имени А.С. Грибоедова. В 1925—30 обучался в Московской консерватории. В конце 1926—27 создал профессиональный джазовый коллектив в Москве — «АМА-джаз» (АМА — Ассоциация московских авторов, которая субсидировала оркестр), впервые выступивший в 1927 в Артистическом клубе в Леонтьевском переулке. Среди первых джазовых сочинений — фокстроты «Джимми», «Скайтротт», «Эксцентрический танец», вальс-бостон «Грустное настроение». Коллектив выступал на открытой эстраде сада «Эрмитаж», в ресторане «Казино» на Триумфальной площади, в фойе кинотеатров «Малая Дмитровка» (ныне Театр «Ленком»), «Первый Госкино» (ныне «Художественный»), «Динамо» (располагался под трибунами стадиона). В 1928 состоялось первое выступление ансамбля по радио. Среди произведений Цфасмана 1930-х гг. наиболее известны: «Как же мне забыть», «Звуки джаза», «Утомлённое солнце», «На берегу моря», «Я в хорошем настроении», «Последний летний день», «Неудачное свидание», «Счастливый дождик». В 1932 Цфасман организовал ансамбль «Весёлые ребята», с которым выступал в ресторане «Савой», гастролировал по стране. Коллектив приобрёл известность как джаз-оркестр А. Цфасмана. В 1936 он принял участие в московских «Вечерах джаза». В 1939—46 Цфасман руководил Джаз-оркестром Всесоюзного радиокомитета. В 1945 впервые в Москве исполнил в Колонном зале Дома Союзов и Большом зале консерватории «Рапсодию в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, восторженно принятую публикой. В 1966 был одним из учредителей Европейской джазовой ассоциации. Цфасман — автор крупных произведений: двух концертов для фортепьяно с джаз-оркестром (1941) и эстрадно-симфоническим оркестром (1967), балетной сюиты «Рот-фронт» для оркестра (1931), Интермеццо для кларнета и джаз-оркестра (1944, посвящен Б. Гудмену), концертной пьесы «Снежинки», «Спортивной сюиты» для симфоджаза (1965), «Фантазии на темы Блантера», танцевальных пьес «Я люблю танцевать», «Ожидание» и др., а также музыки к драматическим спектаклям («Под шорох твоих ресниц», Центральный театр кукол, 1948), к кинофильмам «Весёлые звёзды» (1954), «Секрет красоты» (1955), «За витриной универмага» (1956) и др.
В Москве жил на улице Горького (ныне 1-я Тверская-Ямская), 48. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
Литература: Советский джаз. Проблемы. События. Мастера, М., 1987; Баташев А., А. Цфасман как зеркало русской революции, «Мелодия», 1992, № 1—2.
А.Н. Баташев, О.С. Лебедева.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992