Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - частная русская опера

Частная русская опера

Мамонтовская опера

театральная антреприза, организованная и финансировавшаяся С.И. Мамонтовым. Работала с 1885 до начала 1904 (с перерывами в 1888 и 1891—95). Первоначально Мамонтов арендовал театр Лианозова в Газетном переулке, с 1896 — театр Н.Н. Солодовникова на улице Большая Дмитровка (д. 6; ныне театр «Московская оперетта»); тогда же административным директором труппы стала К.С. Винтер (театр иногда назывался «Частная опера Винтер»). С 1899 назывался Товарищество Русской частной оперы. Частная русская опера — первая негосударственная оперная антреприза, имевшая стабильную труппу и достигшая в своих спектаклях высокого художественного результата. Основу её репертуара, в согласии с замыслом Мамонтова, составляла русская опера. В течение 11 сезонов Частная русская опера поставила впервые 13 опер отечественных композиторов, в том числе 6 опер Н.А. Римского-Корсакова («Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане» и др.), провела московские премьеры ещё 10 опер (среди них — «Снегурочка» и «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Хованщина» М.П. Мусоргского, «Орлеанская дева» П.И. Чайковского); 27 русских опер были возобновлены после премьер на императорских сценах. Главным художественным руководителем, а часто и режиссёром выступал Мамонтов в сотрудничестве с художниками и режиссёрами П.И. Мельниковым, М.В. Лентовским, В.П. Шкафером и др. Сценография в Мамонтовской опере была доведена до совершенства; с Мамонтовым постоянно работали В.Д. Поленов, К.А. Коровин, М.А. Врубель, В.М. Васнецов и А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.А. Серов, С.В. Малютин, В.А. Симов. Здесь сформировался новый тип певца-актёра. Мамонтов сумел привлечь в свой театр Ф.И. Шаляпина; с Частной русской оперы, где он впервые исполнил партии Ивана Грозного в «Псковитянке», Бориса Годунова в одноименной опере и Досифея в «Хованщине» Мусоргского, Варяжского гостя в «Садко» Римского-Корсакова, началась всероссийская слава певца. В числе солистов труппы были также Н.И. Забела-Врубель, Н.В. Салина, Е.Я. Цветкова, В.Н. Петрова-Званцева, А.В. Секар-Рожанский, Н.А. Шевелёв; за дирижёрским пультом Частной русской оперы стояли С.В. Рахманинов, М.М. Ипполитов-Иванов, а также В.А. Зелёный, И.А. Труффи, Е.Д. Эспозито. Мамонтовская опера прекратила существование из-за финансовых затруднений. Продолжателем дела Мамонтова считал себя С.И. Зимин, открывший «Оперу С.И. Зимина».

Литература: Ферман В.Э., Московская частная опера на рубеже XIX и XX столетий, в его книге: Оперный театр, М., 1961; Гозенпуд А.А., Русский оперный театр на рубеже XIX—XX вв. и Ф.И. Шаляпин. 1890—1904, Л., 1974; Россихина В.П., Оперный театр С. Мамонтова, М., 1985; Арензон Е., С. Мамонтов, М., 1995.

М.В. Есипова.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое частная русская опера
Значение слова частная русская опера
Что означает частная русская опера
Толкование слова частная русская опера
Определение термина частная русская опера
chastnaya russkaya opera это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):