Энциклопедия Москвы - чайковский пётр ильич
Связанные словари
Чайковский пётр ильич
(1840, посёлок Воткинск Сарапульского уезда — 1893, Петербург), композитор, дирижёр. Из семьи горного инженера, начальника Камско-Воткинского сталелитейного и железоделательного завода. В 1859 окончил Училище правоведения в Петербурге, назначен на государственную службу, в 1867 в чине надворного советника вышел в отставку. В 1862—65 учился в Петербургской консерватории.
Впервые посетил Москву ребёнком, в 1848. В январе 1866 по приглашению Н.Г. Рубинштейна стал преподавателем музыкальных классов Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО), с сентября того же года профессор Московской консерватории по классам свободного сочинения, гармонии и инструментовки. Среди учеников — С.И. Танеев, которому осенью 1878 Чайковский передал своё место профессора. Первое публичное исполнение в Москве музыки Чайковского (оркестровая Увертюра фа мажор) состоялось 4 марта 1866 в собрании ИРМО под управлением Рубинштейна — друга Чайковского, который дирижировал почти всеми его произведениями в Москве вплоть до своей кончины в 1881. В 1868 Чайковский начал выступать с музыкально-критическими статьями в московской прессе (газеты «Современная летопись», «Русские ведомости»). В 1867 произведения мало известного тогда композитора начал печатать П.И. Юргенсон — друг и постоянный издатель Чайковского, который, кроме того, собирал и хранил его рукописи. Среди московских друзей Чайковского в 1860—70-х гг. — музыкальный критик Н.Д. Кашкин, протоиерей Д.В. Разумовский, драматург А.Н. Островский (один из организаторов Артистического кружка, который Чайковский посещал), актёр П.М. Садовский, пианист Н.С. Зверев, виолончелист К.К. Альбрехт, певица Е.А. Лавровская — исполнительница его романсов.
Первая московская театральная постановка Чайковского — опера «Воевода» (на либретто Островского) в Большом театре 30 января 1869; весной 1873 на этой же сцене был впервые показан спектакль Малого театра — драматическая поэма Островского «Снегурочка» с музыкой Чайковского. В симфонических собраниях ИРМО были впервые исполнены симфонии Чайковского: 3 февраля 1868 — 1-я («Зимние грёзы»), 26 января 1873 — 2-я, 7 ноября 1875 — 3-я, а также симфонические фантазии: 15 февраля 1869 — «Фатум», 7 декабря 1873 — «Буря» (по У. Шекспиру). Впервые концерт, целиком посвящённый творчеству Чайковского, был организован ИРМО 16 марта 1871 в Малом зале Благородного собрания; программа включала первое исполнение 1-го квартета. 31 мая 1872 была исполнена Кантата на открытие Политехнической выставки в Москве (на слова Я.П. Полонского). 21 ноября 1875 состоялось первое в Москве публичное исполнение 1-го концерта для фортепьяно с оркестром (солист — Танеев, дирижёр — Рубинштейн).
До конца 1875 Чайковский жил главным образом в Москве; с начала 1876 — преимущественно в Европе, приезжая в Москву главным образом на премьеры своих сочинений. С 1885 Чайковский живёт в Подмосковье (Майданово, Фроловское), с 1892 — в Клину, часто бывая в Москве.
В конце 1876 завязалась переписка композитора с Н.Ф.фон Мекк — вдовой железнодорожного предпринимателя, одной из богатейших женщин Москвы, поклонницей музыки Чайковского, которая долгое время оказывала ему материальную поддержку (сохранилось свыше 1200 писем). К середине декабря 1876 относится знакомство с Л.Н. Толстым, который несколько раз посетил Чайковского в его квартире в Крестовоздвиженском переулке. 20 февраля 1877 в Большом театре состоялась премьера балета «Лебединое озеро». 25 февраля была впервые исполнена под управлением Рубинштейна симфоническая фантазия «Франческа да Римини» (по Данте), 18 ноября — Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром. 10 февраля 1878 в собрании ИРМО прозвучала премьера знаменитой 4-й симфонии (посвящена фон Мекк). Первое представление оперы «Евгений Онегин» было подготовлено Оперной студией консерватории и показано 17 марта 1879 на сцене Малого театра (под управлением Рубинштейна); первая постановка оперы в Большом театре осуществлена 11 января 1881. 18 декабря 1880 в собрании ИРМО состоялось публичное исполнение наиболее значительного духовного сочинения Чайковского — «Литургии Иоанна Златоуста». 3 февраля 1884 в Большом театре прошла премьера оперы «Мазепа»; премьера оперы «Черевички» состоялась 19 января 1887 под управлением самого композитора, который впервые имел подлинный успех и как дирижёр. 10 декабря 1888 Чайковский в собрании ИРМО дирижировал московской премьерой 5-й симфонии, 25 ноября 1889 — российской премьерой концертной пьесы для виолончели с оркестром Pezzo capriccioso, 21 декабря 1891 — концертом из своих произведений (в том числе 3-й сюитой). В 1885 Чайковский был избран директором Московского отделения ИРМО и вскоре стал дирижировать концертами общества. 1 февраля 1890 в Большом театре прошла московская премьера оперы «Чародейка», 4 ноября 1891 — «Пиковой дамы». В последний раз Чайковский был в Москве 7—9 октября 1893, выехал в Петербург за несколько дней до кончины (25 октября).
Приехав в Москву в январе 1866, Чайковский поселился у Рубинштейна на Моховой улице в доме Воейковой (не сохранился), осенью 1866 оба переехали на Воздвиженку (угол Арбатской площади, бывшее здание консерватории; не сохранилось), в августе 1869 — на улице Знаменке, 14, дом Макарова (снесён); здесь же Чайковский жил в сентябре 1877 и осенью 1878; в августе 1871 снял квартиру на Спиридоновке, 9 (угол Гранатного переулка, дом Лебедева; не сохранился), в сентябре 1872 — на Кудринской площади в доме Казакова (Новинский бульвар, 46; мемориальная доска), в ноябре 1873 — на Малой Никитской, 21 (дом Вишневской), в сентябре 1874 — в д. 35 по той же улице (дом Полуэктова; перестроен); с ноября 1875 более года жил в Крестовоздвиженском переулке, 7 (дом Шлезингера; снесён в 1950); в сентябре 1877 на короткое время прибыл в квартиру жены на Большой Никитской, 24 (угол с Хлыновым тупиком, дом П.Н. Батюшкова); осенью 1889 жил недолго в Троицком (Померанцеве) переулке, 6 (дом Мацилевича; перестроен). Приезжая в Москву, Чайковский периодически останавливался в гостиницах: Кокорева (Софийская набережная, 34), Дюссо (Театральный проезд, 3), «Славянский базар» (Никольская улица, 17), «Большая Московская» (Воскресенская площадь, 1), «Лоскутная» (Тверская улица); жил также у друзей: в 1880 у Альбрехта в казённой квартире (Большая Никитская улица, 13), в 1881 в квартире брата Анатолия Ильича (Садовая-Кудринская улица, 14 и 18), с 1882 в доме Юргенсона (Хохловский переулок), в 1887 в доме фон Мекк (Мясницкая улица, 44) и др.
В связи со 100-летием со дня рождения Чайковского его имя было присвоено Московской консерватории (перед зданием которой в 1954 установлен памятник Чайковскому; скульпторы В.И. Мухина, Н.Г. Зеленская, З.Г. Иванова, архитекторы А.А. Заварзин, Д.В. Савицкий) и Концертному залу на Триумфальной площади (построен в 1938—40); в 1940—91 Новинский бульвар назывался улицей Чайковского. С 1958 проводится Международный конкурс имени Чайковского.
Брат Чайковского Модест Ильич (1850, Алапаевск — 1916, Москва), юрист, драматург, либреттист опер Чайковского «Пиковая дама» и «Иоланта»; после смерти Чайковского увековечил его память своими литературными трудами («Жизнь П.И. Чайковского», т. 1—3, 1900—02), публикациями («Музыкальные фельетоны и заметки П.И. Чайковского», 1898; «Письма П.И. Чайковского и С.И. Танеева», 1916), организацией Дома-музея Чайковского в Клину.
Литература: Дни и годы П.И. Чайковского. Летопись жизни и творчества, М.-Л., 1940; Асафьев Б.В., Избранные работы о П.И. Чайковском, в его книге: Избранные труды, т. 2, М., 1954; Кашкин Н.Д., Избранные статьи о П.И. Чайковском, М., 1954; Музыкальное наследие Чайковского. Из истории его произведений, М., 1958; Федосюк Ю., Чайковский в родном городе, М., 1960; Воспоминания о П.И. Чайковском, 4 изд., Л., 1980; Орлова Е.М., П.И. Чайковский, М., 1980; Вайдман П.Е., Творческий архив П.И. Чайковского, М., 1988; Берберова Н., Чайковский, СПб., 1993; П. Чайковский. Забытое и новое. Воспоминания современников, М., 1995.
О.В. Фраёнова.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992