Энциклопедия Москвы - чехов михаил александрович
Связанные словари
Чехов михаил александрович
(1891, Петербург — 1955, Лос-Анджелес), актёр, театральный педагог, режиссёр, заслуженный артист Республики (1924). Племянник А.П. Чехова. По окончании Петербургской театральной школы имени А.С. Суворина при театре Литературно-художественного общества (1910) был принят в этот театр, где проработал до 1912. С осени 1912 сотрудник 1-й Студии МХТ. Испытал сильное влияние К.С. Станиславского, Л.А. Сулержицкого, Е.Б. Вахтангова. В 1922 Чехов стал во главе 1-й Студии, преобразованной в 1924 в МХАТ-2-й (руководил им до 1928). Образы, созданные Чеховым в спектаклях 1-й Студии, — Кобул («Гибель "Надежды"» Г. Гейерманса, 1913), Фрибе («Праздник мира» Г. Гауптмана, 1913), Фрезер («Потоп» Э. Бергера, 1915) — выдвинули его в число крупнейших актёров. Выдающимися достижениями Чехова стали также роли Мальволио («Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 1917), Эрика XIV (одноименная пьеса А. Стриндберга, 1921), Хлестакова («Ревизор» Н.В. Гоголя, 1921), Гамлета (одноименная пьеса Шекспира, 1924), Аблеухова («Петербург» А. Белого, 1925), Муромского («Дело» А.В. Сухово-Кобылина, 1927). Будучи последователем Станиславского, Чехов в то же время искал собственные пути в искусстве театра. В 1918 создал свою студию (руководил ею до 1921), где исследовал проблемы актёрской психотехники. Под влиянием А. Белого увлёкся антропософским учением Р. Штайнера, основывал некоторые положения своей системы на его идеях. Ориентация Чехова на классический репертуар, увлечение антропософией привели к разногласиям внутри труппы. В 1928 Чехов отказался от руководства театром, а в июле того же года, опасаясь ареста (о возможности которого был предупреждён), уехал за границу. Жил и работал в Германии, Латвии, Великобритании, США. Играл в театре и кино, руководил театральными студиями.
Сочинения: Литературное наследие, т. 1—2, М., 1986.
Литература: Громов В.А., М. Чехов, М., 1970.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992