Энциклопедия Москвы - драматический театр на малой бронной
Связанные словари
Драматический театр на малой бронной
Открыт в 1946 на Спартаковской улице, 26 (с 1962 на Малой Бронной улице, 2). До 1968 Московский драматический театр, с 1968 современное название. В 1946—57 театром руководил С.А. Майоров. Основой репертуара была современная драматургия: «Депутат» («Профессор Полежаев») Л.Н. Рахманова (1947), «Поддубенские частушки» С.П. Антонова (1953), «Человек с портфелем» А.М. Файко (1956). В 1958—66 главным режиссёром театра был А.А. Гончаров. Он поставил «Вид с моста» А. Миллера (1959), «Закон зимовки» Б.Л. Горбатова (1960), «Визит дамы» Ф. Дюрренматта (1966) и др. В сезон 1966—67 из Театра имени Ленинского комсомола вместе с группой актёров сюда перешёл режиссёр А.В. Эфрос, превративший театр (в сотрудничестве с главным режиссёром с 1968 А.Л. Дунаевым) в один из интереснейших и наиболее посещаемых театров Москвы. Поставленные Эфросом спектакли «Три сестры» А.П. Чехова (1967), «Сказки Старого Арбата» А.Н. Арбузова, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (1970), «Брат Алёша» В.С. Розова (по «Братьям Карамазовым» Ф.М. Достоевского, 1972), «Дон Жуан» Мольера (1973), «Женитьба» Н.В. Гоголя (1975), «Отелло» Шекспира (1976), «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (1977), «Дорога» (по «Мёртвым душам» Гоголя, 1980), «Наполеон I» Ф. Брукнера (1983), «Директор театра» И.М. Дворецкого (1984) стали этапными для театра и событиями в театральной жизни Москвы. Постановки Эфроса по классическим произведениям были пронизаны острым чувством современности, затрагивали общие проблемы бытия. Их отличал психологизм, тончайшая нюансировка в разработке характеров. В эти же годы Дунаевым были поставлены: «Лунин, или Смерть Жака» Э.С. Радзинского (1979), «Не от мира сего» (1972) и «Волки и овцы» (1982) А.Н. Островского. В 1984—87 художественным руководителем театра был Е.Н. Лазарев, в 1988—91 — В.М. Портнов. После 1991 театром руководила режиссёрская коллегия (Л.К. Дуров, С.В. Женовач — главный режиссёр с 1996). Среди работ 80-х — начала 90-х гг. спектакли: Лазарева — «Вы чьё, старичьё?» Б.Л. Васильева (1984); Дурова — «Оркестр» Ж. Ануйя (1985) и «Лес» А.Н. Островского (1992); Женовача — «Король Лир» У. Шекспира, «Мельник, колдун, обманщик и сват» А.О. Аблесимова (1992), «Бесстыжая» (по «Идиоту» Достоевского, 1995). В труппу театра в разные годы входили: Л.С. Броневой, Н.Н. Волков, В.И. Гафт, А.Д. Грачёв, А.И. Дмитриева, Дуров, А.С. Каменкова, Ю.В. Катин-Ярцев, М.М. Козаков, Л.Б. Круглый, Г.Я. Мартынюк, Г.Р. Сайфулин, В.Г. Смирнитский, О.М. Яковлева и др.
В основе театрального здания — комплекс построек XIX в., в 1890-х гг. принадлежавших М.С. Романову (кабак, студенческая столовая, комнаты Общества вспомоществования недостаточным студентам императорского Московского университета и др.) и известных среди московского студенчества под названием «Романовка». В 1894 одно из зданий было приспособлено под «публичный концертный зал» (архитектор И.И. Поздеев); с 1921 здесь работал Еврейский камерный театр, с 1951 — Театр сатиры.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992