Энциклопедия Москвы - фальк роберт рафаилович
Связанные словари
Фальк роберт рафаилович
(1886, Москва — 1958, там же), живописец. Учился в студиях К.Ф. Юона, И.И. Машкова (1904—05), в МУЖВЗ (1905—12) у В.А. Серова и К.А. Коровина. Преподавал в ГСХМ — Вхутемасе — Вхутеине (1918—28); его учениками были С.А. Чуйков, Г.Г. Нисский, Н.М. Ромадин. Входил в объединения «Бубновый валет» (1910 — 1916), Общество московских художников (с 1925), АХРР (1926—28). В 1918—21 работал в Московской коллегии по делам искусства и художественной промышленности Отдела изобразительных искусств Наркомпроса. Произведениям Фалька, среди которых преобладают пейзажи, натюрморты, портреты, свойственны обобщённость, особая мелодическая тонкость, пластичность цвета. В разное время писал пейзажи Москвы: простые по композиции и гармоничные произведения, передающие неповторимое своеобразие разномасштабных построек, силуэта крыш, цвета, освещения («Московский дворик», Государственная картинная галерея Армении, Ереван; «Церковь Ильи Обыденного», частное собрание, Москва, обе — 1912); в дальнейшем Фалька больше привлекала передача атмосферы, особой цветовой слитности города и природной среды («Из окна мастерской. Осеннее утро в Москве», 1926, собрание Дома учёных Сибирского отделения РАН, Новосибирск; «Московский пейзаж», 1950, Государственный музей искусств Казахстана, Алма-Ата). С 1939 Фальк жил и работал в мастерской на седьмом этаже дома З.А. Перцовой в Соймоновском проезде, 1, откуда и «увидел» характерные приметы московской жизни тех лет («Строительство Дворца Советов», 1939, частное собрание; «7 ноября из окон ателье», 1950, ГРМ). В портретном жанре проявил себя тонким психологом, акцентируя в то же время внимание на внутренней цельности, духовной сосредоточенности своих моделей — свойствах, близких самому художнику (портреты С.М. Михоэлса, 1947—48, В.Б. Шкловского, 1948, историка искусств А.Г. Габричевского, 1953, все — частные собрания, Москва). Много работал как театральный художник, оформлял спектакли: Государственного еврейского театра («Ночь на Старом рынке», 1922—25; «Путешествие Вениамина III», 1927; «Соломон Маймон», 1939—40; «Испанцы», 1940—41; «Леса шумят», 1947); Театра имени Моссовета («Лгун», 1940); Государственного камерного театра («Лев на площади», 1948); Театра сатиры («Только правда», 1955—56). Похоронен на Калитниковском кладбище.
Литература: Р.Р. Фальк. Беседы об искусстве. Письма. Воспоминания о художнике, М., 1981.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992