Энциклопедия Москвы - гельцер екатерина васильевна
Связанные словари
Гельцер екатерина васильевна
(1876, Москва — 1962, там же), артистка балета, народная артистка Республики (1925; первой из артистов балета получила это звание). Дочь известного танцовщика и педагога В.Ф. Гельцера. По окончании Московского хореографического училища в 1894—1935 работала в Большом театре (в 1896—97 — в Мариинском театре в Петербурге). В течение всей творческой жизни совершенствовалась у В.Д. Тихомирова. Особое значение для её искусства имела деятельность балетмейстера А.А. Горского, в спектаклях которого балерина исполняла ведущие партии; самой значительной из них была Саламбо («Саламбо» А.Ф. Арендса, 1910). В этой роли определились основные качества её дарования: соединение блестящей классической танцовщицы и крупной мимической артистки, обладавшей открытым, живым, ярким темпераментом. Среди её партий: Одетта-Одиллия («Лебединое озеро» П.И. Чайковского), Китри («Дон Кихот» Л.Ф. Минкуса), Царь-девица («Конёк-Горбунок» Ц. Пуни), Рыбачка («Любовь быстра!» на музыку Э. Грига), Евника («Евника и Петроний» на музыку Ф. Шопена), Раймонда («Раймонда» А.К. Глазунова). Последние партии Гельцер: Эсмеральда («Эсмеральда» Пуни, 1926) и Тао Хоа («Красный мак» Р.М. Глиэра, 1927). Государственная премия СССР (1943). Похоронена на Новодевичьем кладбище. На доме, где жила Гельцер (Брюсов переулок, 17), — мемориальная доска.
Литература: Е.В. Гельцер, М., 1954; Мартынова О.М., Е. Гельцер, М., 1965.
И.М. Райгородская.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992