Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - голубкина анна семёновна

Голубкина анна семёновна

(1864, Зарайск — 1927, там же), скульптор. Училась в Москве в Классах изящных искусств художника-архитектора А.О. Гунста у С.М. Волнухина (1889—90), в МУЖВЗ (1891—94) у С.И. Иванова, в петербургской Академии художеств (1894). В Париже, частично на средства, выделенные в долг Московским обществом любителей художеств, работала в мастерской Ф. Коларосси (1895—96), в собственной мастерской; пользуясь советами О. Родена (1897—98), обучалась мастерству обработки мрамора. В очень ёмких по своему пластически-образному языку произведениях отразила глубоко индивидуальное и очень цельное видение духовной жизни русского общества 1900—10-х гг., пронизывающих его настроений тревожного ожидания, предчувствия перемен и страстной веры в будущее. В 1901—03, будучи в близкой дружбе с семьёй директора Коммерческого училища А.Н. Глаголева, Голубкина преподавала там в скульптурном классе, а также совместно с художником Н.П. Ульяновым в частных классах живописи и скульптуры в собственной мастерской в Крестовоздвиженском переулке, здесь же выполнила по заказу С.Т. Морозова монументальный горельеф «Пловец» (другие названия «Волна», «Море житейское», гипс, 1901), помещённый над боковым входом здания МХАТа в Камергерском переулке.

Голубкина была особенно близка с семьёй художницы Н.Я. Симонович-Ефимовой и скульптора-анималиста И.С. Ефимова, пользовалась особым уважением И.Е. Репина, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, И.Э. Грабаря, из скульпторов была творчески и дружески связана с С.Т. Конёнковым. Голубкина создала целую серию выразительных портретов, чрезвычайно разнообразных как своим внутренним строем, так и богатейшими пластическими нюансами выявления человеческого темперамента («С.Т. Морозов», 1902, «А.Н. Глаголев», 1906, «Н.Я. Симонович-Ефимова», 1907, «Андрей Белый», 1907, «Вячеслав Иванов», 1914, — все гипс, Музей-мастерская А.С. Голубкиной; «А.М. Ремизов», «А.Н. Толстой» — оба 1911, «В.Ф. Эрн», 1913, — все дерево, ГТГ). В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 Голубкина не только ухаживала за ранеными рабочими, которые нашли приют в стенах Коммерческого училища, но и со свойственной ей горячностью стремилась участвовать в уличных стычках. По заданию Московского комитета РСДРП выполнила бюст Карла Маркса (гипс, 1905, ГТГ).

С 1910 постоянно жила в Москве при собственной мастерской в Большом Лёвшинском переулке, 12, где занималась с учениками; преподавала также на Пречистенских рабочих курсах (1913—16) и во Вхутемасе (1918—22). В 1914—15 в Музее изящных искусств (ныне ГМИИ) состоялась первая персональная выставка Голубкиной «В пользу раненых на фронтах первой мировой войны». В 1918 участвовала в организации Московского союза скульпторов-художников, в 1926 организатор и член Общества русских скульпторов. На здании мастерской в Большом Лёвшинском переулке — мемориальная доска; в 1932 открыт Музей-мастерская А.С. Голубкиной (в 1952—75 не функционировал), где собраны её работы: станковая скульптура, камеи, рисунки, а также инструменты, личные вещи.

Сочинения: Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1923.

Литература: Лукьянов С., Жизнь А.С. Голубкиной, М., 1975; А.С. Голубкина. Письма. Воспоминания современников, М., 1983; Каменский А.А., А. Голубкина. Личность. Эпоха. Скульптура, М., 1990.

Е.М. Ивановская.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое голубкина анна семёновна
Значение слова голубкина анна семёновна
Что означает голубкина анна семёновна
Толкование слова голубкина анна семёновна
Определение термина голубкина анна семёновна
golubkina anna semenovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):