Энциклопедия Москвы - государственный еврейский театр
Связанные словари
Государственный еврейский театр
ГОСЕТ
создан в 1919 в Петрограде на базе государственной еврейской театральной студии при ТЕО (Театральном отделе) Наркомпроса. В 1920 переведён в Москву (помещался сначала в Большом Чернышёвском переулке, а затем на Малой Бронной улице, 2). До 1925 назывался Государственный еврейский Камерный театр (ГОСЕКТ). Организатором театра и до 1929 его художественным руководителем и режиссёром всех основных постановок был А.М. Грановский. Уже в первом спектакле, показанном в Москве в 1921 («Вечер Шолом-Алейхема»), проявились дарования С.М. Михоэлса и В.Л. Зускина. Художниками в театре работали И.М. Рабинович, Р.Р. Фальк, А.Г. Тышлер и др. В первый период в репертуар театра входили в основном пьесы, воспроизводившие жизнь старых еврейских местечек; действующими лицами были местечковые святоши, лицемерные богачи и задавленные нуждой, но весёлые, мечтательные бедняки. Большое внимание уделялось ритму, интонации, жесту, движению; в спектаклях использовались стилизованные костюмы и декорации. Для постановок характерны гротеск, шарж, ирония. Среди лучших спектаклей этого периода: «Колдунья» по А. Гольдфадену (1922); «200 тысяч» (1923) и «Человек воздуха» (1927) по Шолом-Алейхему; «Три изюминки» (композиция из 3 театральных пародий, текст И.М. Добрушина и Н. Ойслендера, 1924), «Ночь на старом рынке» И.Л. Переца (1925), «Путешествие Вениамина III» по М. Мойхер-Сфориму (1927).
Новый этап в жизни театра начался в 1929, когда его руководителем стал Михоэлс. Начиная со спектакля «Суд идёт» Добрушина (1929) на сцене Еврейского театра ставились пьесы на современные темы. В этот период поставлены «Глухой» Д. Бергельсона (1930), «Бар Кохба» С.З. Галкина (1938), «Суламифь» по Гольдфадену (1937) и др. Театр начал ставить произведения мировой классической драматургии, по-новому осмысливая и еврейскую классику («Король Лир» У. Шекспира, 1935; «Блуждающие звезды» и «Тевье-молочник» по Шолом-Алейхему, 1941). После начала Великой Отечественной войны театр находился в эвакуации в Ташкенте (до 1943). Значительный спектакль послевоенного периода — «Фрейлехс» З. Шнеера (1945). В период так называемой борьбы с космополитизмом театр лишился двух своих лучших актёров: погиб в результате организованного покушения Михоэлс, был арестован и погиб в заключении Зускин. В 1949 театр был закрыт.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992