Энциклопедия Москвы - грабарь игорь эммануилович
Связанные словари
Грабарь игорь эммануилович
(1871, Будапешт — 1960, Москва), живописец, искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и Академии художеств СССР (1947). Учился в петербургской Академии художеств (1894—96) и в школе А. Ажбе в Мюнхене (1896—98). В Москве с 1903. Член объединения Союз русских художников. В 1903—07 много работал на натуре в имении Дугино близ Царицына, где создал жизнерадостные, пронизанные светом, мажорные по цвету подмосковные пейзажи («Сентябрьский снег», 1903, «Февральская лазурь», «Мартовский снег», оба — 1904, все — в Государственной Третьяковской галерее; «Иней. Догорающий день», 1907, собственность семьи художника), писал на открытом воздухе натюрморты («Неприбранный стол», 1907, ГТГ). Поддерживал знакомство со многими художниками, в том числе с М.А. Врубелем, В.А. Серовым, И.С. Остроуховым, коллекционерами С.И. Щукиным, И.А. Морозовым и др. С 1907 интенсивно занимался изучением русского искусства XVIII—XIX вв. для начатого по его инициативе коллективного труда «История русского искусства» (т. 1—6, 1909—16, московское издательство И.Н. Кнебеля), исследовал архивы в Троицкой башне Кремля, обнаружив много ценных биографических данных об архитекторах Д.В. Ухтомском, Д.И. Жилярди, В.И. Баженове, О.И. Бове и др.; написал работы о творчестве И.Е. Репина, И.И. Левитана, В.А. Серова и др. Знаток и ценитель русского классицизма, Грабарь создал неоклассицистический проект больницы (осуществлён в 1904—14; ныне санаторий «Захарьино»). В 1913—25 возглавлял Третьяковскую галерею, где перестроил экспозицию по историко-художественному принципу и издал каталог (1917). С 1918 работал в Отделе по делам музеев и охраны памятников при Наркомпросе, руководил Комиссией по реставрации памятников иконописи и живописи, в 1924 преобразованной в Центральные государственные реставрационные мастерские (до 1930 директор, с 1944 научный руководитель), занимался расчисткой икон и фресок в Московском Кремле (в том числе иконостаса Благовещенского собора). В 1918 вошёл в состав Художественного совета Малого театра, в котором руководил художественно-декоративной частью. В 1920—40-х гг. писал пейзажи, в том числе с видами Москвы («Весенний пейзаж. Цветущий уголок Москвы», Симферопольский художественный музей, «Уголок уходящей Москвы», Севастопольский художественный музей, оба — 1930), портреты деятелей отечественной науки и культуры («С.С. Прокофьев», 1934, Астраханская картинная галерея, «К.И. Чуковский», 1935, ГТГ), в 1935 выполнил серию портретов видных академиков для конференц-зала Академии наук СССР (В.И. Вернадского, Н.Д. Зелинского, А.Н. Северцова, С.А. Чаплыгина). Преподавал в МГУ (с 1921 профессор), Московском художественном институте имени В.И. Сурикова (1937—43, директор), лениградском Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (1943—46, директор). Возглавлял Институт истории искусств АН СССР, привлёк к созданию новой «Истории русского искусства» (т. 1—13, 1953—69) многих видных учёных, в том числе В.Н. Лазарева, М.В. Алпатова, А.В. Щусева, Б.Р. Виппера, А.А. Сидорова, А.К. Дживелегова и др., был главным редактором и одним из авторов этого труда. Государственная премия СССР (1941). Похоронен на Новодевичьем кладбище. На доме, где в 1936—57 жил Грабарь (Петровско-Разумовская аллея, 2), — мемориальная доска. Имя Грабаря присвоено Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру в Москве.
Сочинения: И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т. 1—2, М., 1963—64; О древнерусском искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969; В.А. Серов, 2 изд., М., 1980; Письма, т. 1—3, М., 1974—83.
Литература: Подобедова О.И., И.Э. Грабарь, М., 1964; Егорова Н.В., И.Э. Грабарь, М., 1979.
Е.М. Ивановская.
Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия
1992