Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия Москвы - храм христа спасителя

Храм христа спасителя

(улица Волхонка, 15—17). Мемориальный храм-памятник в Москве был задуман в декабре 1812 после ухода последнего солдата Наполеона с территории России, о чём сообщалось в манифесте императора Александра I. Был объявлен международный конкурс на проект храма, в результате которого в 1817 был утверждён грандиозный по масштабам проект молодого художника А.Л. Витберга, предложившего возвести его на вершине Воробьёвых гор. Здесь первоначально и началось строительство, затянувшееся из-за размеров задуманного сооружения. Император Николай I, убедившись в разорительности этих работ для государства, в 1827 отказался от замысла Витберга и впоследствии сам выбрал для храма новое место — у Пречистенских ворот на месте древнего Алексеевского монастыря. В 1831 архитектором К.А. Тоном был выполнен проект храма-памятника в «русско-византийском» стиле, который и был реализован (в том числе с участием архитекторов А.И. Резанова, И.И. Свиязева, А.С. Каминского и др.). 10 сентября 1839 состоялась торжественная закладка сооружения. В разработке его мемориально-символической программы важнейшая роль принадлежала митрополиту Филарету, который наметил сюжеты для наружных горельефов, внутренних росписей и посвящения престолов (главный был посвящён празднику Рождества Христова). Помимо сюжетов, связанных с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородине, Малоярославце, Кульме, Лейпциге и др., на стенах был размещён своеобразный пантеон русских святых — заступников Руси. Это святые Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Иосиф Волоколамский, Василий Блаженный, царевич Дмитрий, Михаил и Феодор Черниговские, Савва Звенигородский, князь Владимир и княгиня Ольга, апостол Андрей, Георгий Победоносец и др. Среди горельефов были изображения чудотворных икон Богоматери — Владимирской, Смоленской, Иверской. Работа над скульптурами продолжалась 17 лет (скульпторы А.В. Логановский, П.К. Клодт, Н.А. Рамазанов и др.), над живописным убранством храма — 23 года (художники А.Г. Марков, П.В. Басин, Ф.А. Бруни, Г.И. Семирадский, В.И. Суриков, К.Е. Маковский и др.). Композиционным открытием Тона стало создание круговой галереи вокруг храмового пространства, где был создан первый музей Отечественной войны 1812. В её стены заделали мраморные доски с текстами рескриптов и манифестов императора Александра I, описанием сражений, перечислением отличившихся командующих и полков, именами убитых и награждённых. По специальным заказам была создана оригинальная надпрестольная сень, выполнена утварь храма, в 1877—78 на заводе П.Н. Финляндского отлиты 14 его колоколов. Главный колокол (27 тонн) был третьим по величине в Москве. 26 мая 1883 Храм Христа Спасителя на заново отделанной гранитной набережной был освящён. Четырёхстолпный, крестообразный в плане, пятиглавый собор (4 малые главы служили колокольнями) стал крупнейшим церковным сооружением Москвы (высота до креста центральной главы 102 м).

Храм был взорван 5 декабря 1931, а на его месте началось возведение колоссального здания Дворца Советов. Строительство было прервано Великой Отечественной войной, после окончания которой фундамент недостроенного дворца использовали для устройства открытого плавательного бассейна «Москва».

В 1994 правительством Москвы было принято решение о воссоздании храма в прежних архитектурных формах (за исключением видоизменённого стилобата); закладка состоялась 8 января 1995. В стилобатной части разместился зал Соборов Русской православной церкви на 1200 мест, здесь же устроены храм Преображения Господня с приделами, восстанавливающими посвящения престолов некогда снесённого Алексеевского монастыря, музей памяти павших в Отечественной войне 1812, зал заседаний Синода, другие административные помещения. Стены храма возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором, главы — на основе металлического каркаса (проект архитекторов М.М. Посохина, А.М. Денисова, инженера В.И. Фадеева и др.). В комплексе Храма Христа Спасителя вблизи набережной Москвы-реки в 1994—95 был сооружён деревянный шатровый храм-часовня во имя иконы Богоматери «Державной» (архитектор А.Б. Барабанов).

В 1995 лабораторией колокольной акустики Общества древнерусской музыкальной культуры при Московской патриархии на основе сохранившихся документальных материалов, записей К.К. Сараджева, анализа виброакустических характеристик, сплава сохранившегося 51-пудового колокола, других материалов на базе производственных мощностей АМО ЗИЛ был отлит набор колоколов, звукоряд которого максимально приближен к утраченному.

Литература: Мостовский М., Историческое описание Храма во имя Христа Спасителя в Москве, М., 1883; Храм Христа Спасителя в Москве. История проектирования и создания собора. Страницы жизни и гибели. 1813—1931. Фотоальбом, М., 1992; Храм Христа Спасителя, М., 1996.

И.Л. Давыдова, А.Ф. Бондаренко.

Москва. Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия

1992

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое храм христа спасителя
Значение слова храм христа спасителя
Что означает храм христа спасителя
Толкование слова храм христа спасителя
Определение термина храм христа спасителя
hram hrista spasitelya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):